Общие тезисы

Индейцы верят в сверхъестественную магическую силу, которой проникнуто все живое, вся окружающая природа. Они верят в духов и загробную жизнь.

Общение с этой таинственной силой может осуществиться либо в полном уединении, либо во сне. Для такого общения нужно очиститься телесно (купание, пост) и духовно (одиночество). Видения играют в жизни индейцев исключительную роль и могут предвещать изменение всей прежней жизни. Особенно часто видения посещают юношей в период полового созревания.

 

Вся религия индейцев проникнута глубокой любовью и уважением к Земле и всему, что порождено ею. Также почитаются Гром и Солнце. У племен, основным занятием которых является охота, существует обряд вызывания бизонов, обращения к ним с молитвой об удачной охоте. Характерная особенность этого обряда - включение в него экстатических элементов и имитация движений животного. Об удачной охоте индейцы просят и своих духов-покровителей.

 

По представлениям индейцев, их личные духи-покровители чаще всего являются им в форме животных; они охраняют их, помогают им, давая свои указания в снах. В знак явившегося ему видения индеец всегда носит при себе амулеты, содержимое которых связывается с представлением о своем духе-покровителе. Человек, не сумевший добиться видения сам, может купить у другого индейца покровительство его духа.

 

Хранителями религиозных обрядов, ответственными за связь индейцев с миром потусторонних сил, являются шаманы. Шаманы обладают многими знаниями: как излечить больного, как привлечь удачу к охотнику, как предсказать погоду и будущее. Они знают законы жизни и законы взаимосвязи всего живого и помогают своему народу жить в гармонии с этими законами. Шаманы пользуются большим уважением. Основные инструменты шаманов - бубны и трещотки. Кроме того, шаманы могут создавать амулеты, которые защищают индейца от всех невзгод.


Для устройства празднеств у всех племен в центре стойбища возводится легкое сооружение в форме большого круга, в центре которого установлен священный столб. Это столб солнца, на его вершине укреплен пучок веток, символизирующий гнездо гром-птицы. Где-то неподалеку должен находиться алтарь, на котором - священный узел (связка амулетов, имеющих отношение к почитаемым индейцами святыням).

Жизненная сила человека по убеждению индейцев находится в волосах. С этим поверьем связана традиция скальпирования.

Традиции разных племен

Ирокезы

У ирокезов распространен культ плодородия, и развиты календарные обряды. Так, например, ирокезы отмечают праздник весны, праздник посева, праздник ягод, праздник жатвы, новый год.

Большинство обрядов у ирокезов связано с песнями и плясками.

В честь духа-покровителя племени может устраиваться медвежий праздник. Устроить такой праздник может любой индеец, считающий, что Великий Медведь к нему благосклонен. Он исполняет медвежью песню и угощает гостей мясом. На месте празднества устанавливается столб, к которому привязывается шкура медведя. Люди становятся вокруг столба и исполняют медвежью пляску. Медвежий праздник служит поводом к обмену богатствами (то есть устроитель и любые другие участники могут раздавать свое имущество и получать взамен подарки от соплеменников).


Отдельно следует отметить такие традицию ирокезов как создание масок и раскрашивание лица. Считается, что человек, носящий маску, имеет способность отводить болезни не только от себя, но и от всего дома. Основной элемент такой маски - крючковатый нос, память о легендарном великане, поклявшемся защищать людей.  Маски используются знахарями для запугивания злых духов, вызывающих болезни.

Сиу

Сиу верят в духов, обожествляют стихии и различные природные объекты, а также активно используют различные амулеты. Среди индейцев сиу считаются самыми суеверными. У каждого индейца-сиу есть свои приметы, руководствуясь которыми он принимает любые решения, от самых мелких бытовых до жизненно-важных.

В жизни сиу большое значение имеет культ табака и трубки мира. Трубка почитается как общеплеменная святыня. Все обряды и заседания совета племени начинаются и заканчиваются курением табака. Трубка раскуривается и обходит круг присутствующих в абсолютной тишине, дым ее считается жертвенным. Воины-сиу берут трубки с собой в походы как амулет, призванный обеспечить победу.

Снятие урожая табака обставляется торжественно и сопровождается ритуалами. Оно является привилегией, и доступно не всем, а только тем, кто заслужил всеобщее уважение. В сборе табака главную роль играют женщины, а мужчины сопровождают их действия ритуальным пением под звуки трещоток и барабанов.

Ритуалы, связанные со снятием урожая табака, сопровождаются раздачей подарков и обменом ценностями.

Команчи

Команчи почитают духов и верят в загробную жизнь, однако ритуалы у них почти не развиты. Все существующие у них обряды связаны с погружением в магический сон и обращением к духам предков. Для погружения в магический сон может использоваться пейотль - кактус с галлюциногенными свойствами.

 

Описание некоторых традиций и ритуалов

Празднества и пиры

По обычаю, гости и хозяева обмениваются подарками, приветствуя друг друга. Индейцы устраивают пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Также семейная трапеза устраивается, когда умирает кто-то из членов племени. Мужчина, собирающийся жениться, должен устроить пир для своего племени. Праздник мог стать поводом и для потлача. После обильного угощения, веселья и плясок устроители потлача (вожди, старейшины и другие лица, а иногда община в целом) одаривают всех присутствующих богатыми дарами, нередко раздавая все свое имущество. Чем богаче дары, тем большее уважение получает организатор потлача.

 

Важный момент церемониала – участники не просто обмениваются подарками, но и произносят слова, связанные с пожеланиями добра и всяческих благ, а подарок может выступать как вознаграждение за пожелание.

 

Оскорбление хозяина пира – нарушение законов гостеприимства. В любом случае - оскорблять следует самого знатного из присутствующих, это возвеличивает оскорбителя. В оскорблении того, кто ниже по общественному положению, нет никакой чести. То же касается и убийства.

Обручение и свадьба

Парень, задумавший жениться, должен доказать своей избраннице и ее семье свою состоятельность и способность прокормить жену и будущих детей. Для этого он также приносит дары, свидетельствующие о его богатстве и охотничьей удаче (например, существует обычай дарить девушке пояс из оленьих зубов). Если дары принимаются – значит, брак состоится.Девушка же одаривает в ответ своего жениха расшитым бисером поясом, сделанным своими руками.

 

Перед свадьбой родители жениха и невесты дают молодым наставления и советы, касающиеся их будущей совместной жизни. Право забрать невесту из родительского дома в день свадьбы получает самый сильный и уважаемый мужчина в племени. Он останавливается перед входом в дом невесты и произносит речь, в которой рассказывает, кто он такой, перечисляет свои заслуги и говорит, что пришел забрать девушку, чтобы выдать ее за <имя жениха>, и перечисляет заслуги жениха. После чего берет невесту на руки и передает жениху.

 

Перед началом ритуала шаман окуривает дымом специальных трав голову и грудь всем присутствующим, чтобы очистить их душу и тело. Затем выходят жених и невеста. Вождь племени приветствует их и одаривает перьями орла, символизирующими верность. Шаман соединяет руки жениха и невесты и произносит речь. Затем он просит жениха встать на колени, чтобы выразить свое почтение матери-земле. Вождь племени подносит им мясо и хлеб и просит угостить друг друга. Жених угощает невесту мясом в знак того, что он будет защищать ее, и станет кормильцем в семье. Невеста угощает жениха хлебом в знак того, что она будет поддерживать семейный очаг и подарит мужу здоровых и крепких детей. Молодоженов опрыскивают настойкой из трав. Затем начинается свадебный пир, который должен быть как можно более шумным, чтобы даже до неба донесся слух о новой семье. Заканчивается обряд свадебным хороводом.

Обращение к духам предков

Обряд используется, когда племени, необходим совет предков, чтобы принять важное решение. К предкам можно обратиться за помощью в тяжелой для всего племени ситуации, попросить об исцелении тяжелобольного или раненого. Но беспокоить предков по пустякам не следует.

 

Участники обряда уединяются в закрытом полутемном и жарко натопленном помещении. Входя в него, нужно двигаться по ходу солнца, повторяя имена своих предков. Вход в помещение закрывается, все рассаживаются вокруг очага. В очаг бросают специальные травы. Шаман неторопливо бьет в бубен. В это время участники про себя обращаются к предкам с вопросами, просьбами о помощи и исцелении.

 

Когда бубен умолкает, все выходят на улицу. После общения с предками нужно провести другой ритуал – ритуал освобождения, помогающий разорвать возникшую связь с духами предков. Участников окуривают травами и очищают перьями орла.

Погребение

Мертвеца заворачивают в одеяло и оставляют внутри типи. Шаман бьет в бубен. Женщины оплакивают покойного. Чем громче, тем лучше. Мужчины, собравшись вокруг тела, говорят о пути, который предстоит покойному в загробном мире, и называют предметы, которые могут ему там понадобиться. Эти предметы кладут рядом с покойным.

 

Жертвоприношение

 

Обряд жертвоприношения может устраиваться по разным случаям. Посредством жертвоприношения индейцы испрашивают хорошей погоды, урожая и особенно удачного охотничьего промысла. Активное участие в жертвоприношении принимает шаман. Он же может принять решение о необходимости человеческого жертвоприношения. Шаман выбирает жертву, которая должна быть молода и здорова, и указывает ее сородичам. Жертву отдают безропотно, так как знают, что в противном случае племя ожидают серьезные несчастья. Для жертвоприношения выбирают чистую светлую полянку на восточном склоне горы или пригорка, желательно окруженную березами. Жертвоприношение производится утром до восхода солнца. Все члены племени сходятся к месту жертвоприношения. Шаман выбирает из них тех, кто будет убивать жертву. Жертву закалывают, а затем сжигают.