Правила по науке

Наука в XVI веке значительно отличалась от того, что мы вкладываем в это слово сейчас. Средние века и Возрождение прошли в переосмыслении и развитии трудов античных ученых: Евклида, Пифагора, Птоломея, Архимеда, а также арабских математиков и астрономов. Но вместе с реформацией церкви и появлением идей гуманизма, наука все больше отрывалась от церковных свитков и обращалась к окружающему миру. Новые открытия исходили не от университетских схоластов, а от многочисленных интеллектуалов, для которых наука была увлечением.

В XVI веке в Италии широко практиковались соревнования по решению задач. Молодые математики и умудренные профессоры набрасывались на новые задачи в поисках нового знания и славы. Перед ними был открытый и совсем еще неописанный мир, число нерешенных задач огромно. Вот как описывает свое участие в таких научных турнирах знаменитый математик Джероламо Кардано:

Цель, к которой я стремился, заключалась в увековечении моего имени, поскольку я мог этого достигнуть, а вовсе не в богатстве или праздности, не в почестях, не в высоких должностях, не во власти.

На нашей игре будет воссоздана атмосфера такого научного азарта. Регулярно во всех странах будет выходить научная газета. В ней будут печататься новые задачи, а также самые быстрые и оригинальные их решения. Любой человек может попытать счастье и отправить свое решение в редакцию, быть может ему повезет и его именем назовут формулу Кардано или Виета.

Решение этих задач будет непростым делом. Математика, астрономия, химия и другие науки того времени еще не сформировали свой научный аппарат и письменную культуру. Функции и интегралы еще не были изобретены. Вам придется решать задачи с помощью подручных средств и простейших рассуждений, как это приходилось делать ученым того времени. Другое дело, что университеты не зря хранят труды античных ученых, быть может в их трудах удастся найти подходящие инструменты.

Было бы неправильно считать, что вся наука исходила от любителей. Большинство ученых решало повседневные технические задачи, такие как механика, навигация, баллистика, финансовый учет. К примеру, французский математик Франсуа Виет прославился тем, что сумел расшифровать переписку испанских агентов.

И пока одни ученые изучают небесные сферы и доказывают теоремы, люди более приземленных профессий сталкиваются с простыми и практическими задачами: как извлечь железо из породы, как определить расположение богатых залежей, как максимально точно определть положение корабля в огромном океане, какие приспособления могут ускорить работу ткача и красильщика. На игре есть модели навигации, медицины, горного дела, металлургии и текстильного производства. Кажый профессионал владеет секретами своего дела и знает эффективные технологии, осоновывающиеся на многовековом опыте предыдущих поколений. Но эти технологии не идеальны, их можно улучшить в этом могут помочь сведения из книг античных и современных авторов и простая человеческая изобретательность. Игровые модели вводят схему и ограничения, а как именно их использовать - дело ваше.