Чин евангельской службы

 

Представляет собой сокращение текста Мартина Лютера «Чин мессы и причастия виттенбергской церкви» со вставками фрагметнов мессы. Содержит полный текст протестантского богослужения к игре, который приведен в рамочке и выделен жирным шрифтом. Весь остальной текст – необходимые богословские пояснения для протестанских пресвитеров. Посколько любого протестанта могут выбрать пресвитером – стоит прочитать всем.

Этот чин мессы мы считаем принятым во всех кальвинистских общинах. Англиканская церковь, в зависимости от развития ситуации на игре, может совершать богослужение более похожие либо на католический, либо на приведенный ниже обряд, но однозначно – на понятном народу (то есть русском) языке.

Далее приводим слова Мартина Лютера.

 

Введение

Мы открыто заявляем, что у нас в мыслях нет и никогда не было огульно упразднять всякую богослужебную обрядность, но, очистив ту, что практикуется ныне и испорчена прескверными добавлениями, мы намереваемся показать благочестивую практику. Ведь мы не можем отрицать, что мессы и причащение хлебом и вином — это богоустановленный обряд, учрежденный Христом. Однако до нашего века от мессы и причащения не дошло ничего, кроме названия.

Впрочем добавления ранних отцов, о которых мы читаем, что они молились одним или двумя псалмами перед благословением хлеба и вина, были похвальны. Полагают, что это были Афанасий и Киприан. Еще хорошо поступили те, кто добавил «Кирие элейсон». Как известно, при Василии Великом «Кирие элейсон» использовался всем народом. Также было и остается необходимым чтение Посланий и Евангелий; одно только заблуждение — что читаются они на непонятном простому народу языке. Позднее добавился ангельский гимн «Слава в вышних Богу», «Аллилуйя», Никейский символ, «Санктус», «Агнец Божий», Причастное песнопение. Все они таковы, что не могут быть порицаемы, особенно те, что поются de tempore или в дни Господни. Сами эти дни до сих пор свидетельствуют о древней чистоте, за исключением Канона.

Когда же началось своеволие и люди стали добавлять и менять, как кому захочется, ибо в то время началась тирания священнического стяжательства и тщеславия, тогда нечестивые цари наши, т. е. епископы и пастыри, стали поставлять в Храме жертвенники и знамения Ваала и всех богов. Тогда нечестивый Ахаз передвинул медный жертвенник и поставил другой, по образцу дамасского, — я имею в виду этот драный и мерзкий Канон, собранный со всяких ям, словно груда нечистот. Тогда месса стала священнической монополией, стяжающей богатства всего мира, проходящей по земному шару, словно жестокий опустошительный вихрь, насаждая повсюду богатых, праздных, могущественных, сластолюбивых и грязных холостяков. Отсюда — заупокойные мессы, мессы за путешествия, за богатства. И кто сочтет все те предлоги, под которыми месса была сделана жертвой?!

А внешние добавления облачений, сосудов, свечей, покровов, а также органов и всевозможной музыки, образов? Что тут сказать? Во всем мире едва ли был какой-нибудь промысел, который бы не извлекал доходы и не богател в значительной степени благодаря мессе.

 

Чин мессы

Месса — это не жертва и не «доброе дело». Воспримем же ее как таинство, или завет, или благословение — по-латыни, или евхаристию — по-гречески, или же как трапезу Господню, вечерю Господню, воспоминание Господа, причащение, или под каким угодно благочестивым названием, лишь бы не марать ее именованием «жертва» или «доброе дело», и покажем обряд, согласно которому, на наш взгляд, следует ее совершать.

Во-первых, мы в Виттенберге стремимся торжественно праздновать только воскресенья и праздники Господни. Мы считаем, что все праздники святых следует полностью отменить или, если есть в них что-то достойное, следует включать это в воскресные проповеди. Праздники Сретение и Благовещение мы считаем праздниками Христа, как и Богоявление с Обрезанием. Вместо праздника св. Стефана и евангелиста Иоанна нам довольно рождественской службы. Праздники Св. Креста да будут анафема.

Во-вторых, мы принимаем «Кирие элейсон» в том виде, в каком он воспевается до сих пор, с последующим ангельским гимном «Слава в вышних Богу», однако предстоятель имеет право пропускать последний, когда захочет.

Предст. Во имя Отца и Сына + и Святого Духа. Аминь.

Kyrie eleison.

Предст. Господи, помилуй

Kyrie eleison.

Все. Господи, помилуй

Christe eleison.

Предст. Христе, помилуй

Christe eleison.

Все. Христе, помилуй

Kyrie eleison.

Предст. Господи, помилуй

Kyrie eleison.

Все. Господи, помилуй

Слава в вышних

Предст. Слава в вышних Богу и на земле мир людям доброй воли. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя. Благодарим Тебя, ибо велика слава Твоя, Господи Боже, Царь небесный, Боже Отче Всемогущий. Господи Сыне единородный, Иисусе Христе, Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, берущий на себя грехи мира, - помилуй нас; берущий на себя грехи мира - прими молитву нашу; сидящий одесную Отца - помилуй нас. Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисусе Христе, Со Святым Духом, во славе Бога Отца. Аминь.

 

После — чтение Послания. Здесь, однако, еще не время что-либо переделывать, потому что в данном случае не читается ничего неблагочестивого. Для службы предпочтительнее будет подобрать по большей части те отрывки, где преподается вера во Христа.

 

Например: Братия: ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет не достойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

Предст. Слово Божие.

Все. Благодарение Богу.

Далее следует чтение Евангелия, для которого мы не запрещаем, но и не требуем, свечей и каждения. Пусть это будет делом свободного усмотрения.

Например: Во время оно сказал Иисус собравшимся Иудеям: Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет во век.

Предст. Слово Господне.

Все. Восхваление Тебе, Христе.

(Говорит, целуя книгу) Евангельскими словами да уничтожатся наши прегрешения.

Обычное пение Никейского символа нас вполне устраивает, однако путь и это остается на усмотрение предстоятеля.

Все. Верую в единого Бога, Отца Всемогущего, творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного. Рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу: через Котрого всё сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес. (Здесь все совершают поклон) И ВОПЛОТИВШЕГОСЯ ОТ СВЯТОГО ДУХА И МАРИИ ДЕВЫ, И СТАВШЕГО ЧЕЛОВЕКОМ. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. Воскресшего в третий день по Писанию, восшедшего на небеса, и восседающего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе со Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через Пророков. И единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. И ожидаю воскресения мертвых. † И жизни будущего века. Аминь.

Предст. Господь с вами.

Все. И со духом твоим.

Относительно проповеди на народном языке, мы тоже считаем, что не имеет значения, когда она читается — после Символа или перед началом мессы. Впрочем есть иная причина, почему лучше делать это перед мессой: Евангелие — это глас, вопиющий в пустыне и призывающий неверных к вере, а месса — это употребление Евангелия и приобщение трапезы Господней, которое предназначено только для верных и совершать которое подобает отдельно. Всё, что делается на мессе до Символа, — всё это наше, всё это оставляется на наше свободное усмотрение, не является Божьим требованием, а потому не обязательно должно считаться относящимся к мессе.

Далее в папской церкви следует вся эта мерзость, на службу которой поставлены все предыдущие литургические действия, почему она и называется «приношение даров». Начиная отсюда, почти всё звучит и пахнет как жертва. И посреди нее слова жизни и спасения поставлены, словно ковчег Господень в храме идольском подле Дагона.

После Символа или после Проповеди хлеб и вино пусть будут приготовлены к благословению по обычному обряду, то есть принесены на алтарь. Правда я пока не решил, следует ли смешивать вино с водой или нет, но больше склоняюсь к тому, чтобы приготавливалось чистое вино без водной примеси, символизм которой меня смущает, ибо сказано у Исаии, глава первая [ст. 22]: «Вино твое испорчено водою». Чистое же вино прекрасно символизирует чистоту евангельского учения. К тому же, кровь Христа пролилась за нас в чистом виде, не смешанная с нашей, о чем мы здесь и вспоминаем, чтобы не получала подтверждения фантазия тех, кто говорит, будто здесь символизируется наше соединение со Христом.

После того как приготовлены хлеб и вино, далее пусть следует:

Предст. Господь с вами.

Все. И со духом твоим.

Предст. Ввысь сердца.

Все. Возносим ко Господу.

Предст. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Все. Достойно это и праведно.

Предст. Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи святой, всемогущий Отче, вечный Боже, через Иисуса Христа, Господа нашего,

Предст. Который накануне Своих страданий взял хлеб и, возблагодарив, преломил и подал Своим ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается.

Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов. Всякий раз как будете творить сие, творите в Мое воспоминание

После этого да будет прочитана Молитва Господня следующим образом:

Предст. Спасительными заповедями вдохновленные, Божественными наставлениями наученные дерзаем взывать:

Все. Отче наш, сущий на небесах: да святится имя Твое, да приидет царстсвие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Все. Аминь.

А следующая после этого молитва «Избавь нас» пусть будет пропущена вместе со всеми крестными знамениями, которые обычно делаются над гостией и с гостией над чашей, и гостия пусть не преломляется и не примешивается в чашу. Но сразу же после Молитвы Господней да будет сказано:

Предст.  Мир господа нашего да будет с вами.

Все. И со духом твоим

То есть своего рода публичное отпущение грехов причастникам, простое евангельское возглашение, объявляющее об оставлении грехов, единственное и достойнейшее приготовление к трапезе Господней, если человек принимает его с верой как исходящее из уст Самого Христа. Посему я хочу, чтобы оно было сказано лицом к народу, как обычно и делают пастыри. Это единственная черта нашего клира, унаследованная от древнего духовенства.

Затем пусть он причастит себя, потом народ. А если перед принятием причастия он пожелает помолиться вот этой молитвой:

Предст. Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, по воле Отца при содействии Святого Духа оживотворивший мир смертию Твоею, избавь нас через сие святейшее Тело и Кровь Твою от всех неправд наших и всех зол, и соделай нас всегда преданным заповедям Твоим и не дозволь нам отпасть от Тебя. С Тем же Богом Отцом и Духом Святым Живущий и Царствующий Бог, во веки веков. Аминь.

Это неплохая молитва, если только он изменит единственное число на множественное, т. е. «наших» и «нам» вместо «моих» и «мне». Также и в этой молитве:

Предст. Тело Господа нашего Иисуса Христа да сохранит души наши для жизни вечной. Аминь.

И в этой:

Предст. Кровь Господа нашего да сохранит души наши для жизни вечной.

Если угодно, пусть будет прочитана следующая молитва в том же тоне:

Предст. Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, дабы силою милосердия Твоего мы были всегда избавлены от греха и ограждены от всякого смятения, с радостной надеждою ожидая пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Вместо: «Идите, месса совершилась» пусть будет сказан «Benedicamus Domino» («Благословим Господа») с добавлением, где и когда угодно, восклицания «аллилуйя», исполняемого на его собственные мелодии.

Предст. Благословим Господа

Все. Благодарение Богу.

Пусть будет дано обычное благословение:

Да благословит вас Всемогущий Бог — Отец, и Сын, и Святой Дух

Или же пусть будет взято то, которое записано в Книге Чисел, глава шестая, установленное Самим Господом:

Да благословит нас Господь и сохранит нас! Да призрит на нас Господь светлым лицом Своим и помилует нас! Да обратит Господь лицо Свое на нас и даст нам мир!

Или из 66-го псалма:

Да благословит нас Бог, Бог наш. Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли

Я считаю, что и Христос сказал нечто подобное, когда, возносясь на небо, благословил Своих учеников.

Также оставляется на свободное усмотрение предстоятеля, в каком порядке причащать под обоими видами себя и других. Он может сразу благословить и хлеб, и вино, прежде чем примет хлеб, или же между благословением хлеба и вина может причастить хлебом себя и всех желающих, а затем уже благословить вино и дать всем пить. По-видимому, Христос сделал это именно в такой последовательности, как звучат слова Евангелия, поскольку Он велел им вкусить хлеб до того, как благословил чашу.

 

Заключение

Таковы наши соображения относительно мессы. Во всех этих вопросах нам следует остерегаться, дабы не превратить добровольное в закон и не заставить грешить людей, делающих что-то по-другому или не делающих какие-то вещи вовсе. Только бы они оставляли в неприкосновенности слова благословения и поступали по вере. Не должно быть, чтобы в этом вопросе кто-то искал и устанавливал, наподобие закона, некую обязательную форму, стесняя и терзая совесть людей. Внешние обряды, даже при том, что мы не можем обойтись без них, как без еды и питья, не приближают нас к Богу, как не приближает нас к Богу пища. Приближают же нас к Богу вера и любовь.

Мы ничего не сказали об облачениях. Но о них мы придерживаемся такого же мнения, как и об обрядах. Мы разрешаем пользоваться ими по собственному усмотрению, только бы не было помпезности и роскоши. Только не хочу я, чтобы их освящали или благословляли, словно они станут чем-то священным по сравнению с другой одеждой.

Сие сказали мы о мессе и об обязанностях служителя или предстоятеля церкви. Теперь же скажем о порядке причащения народа, ради которого прежде всего и была установлена эта трапеза Господня и названа таким именем. Совершенно абсурдно было бы со стороны служителя Слова, если бы он, неразумно исполняя свое публичное служение, возвещал Слово там, где нет слушающих, и восклицал самому себе посреди камней и деревьев или под открытым небом. А посему, если мы хотим поистине воспринять установление Христово, в церкви не должно оставаться никаких частных месс, разве только как временное явление ради духовно немощных и в силу необходимости.

Здесь же следует поступать по тому порядку, который соблюдается при крещении. Т. е. сначала предстоятель должен быть уведомлен о том, кто именно собирается причаститься, причем они должны сами попросить причастить их, чтобы он мог знать их имена и образ жизни. Далее, желающие пусть допускаются до причащения только в том случае, если дадут отчет в своей вере и, будучи опрошены, продемонстрируют понимание того, что такое причастие, что оно дает, какую пользу они желают от него получить. То есть, допускать до причащения их можно если они смогут сказать по памяти слова благословения и объяснить о себе, что хотят причаститься, потому что их терзает сознание грехов или страх смерти или прочее зло — плотское искушение, мир, дьявол, — и оттого жаждут и алчут они получить от Самого Господа через служение пастыря Слово и знамение милости и спасения, которым бы они утешились и укрепились. Того ради даровал и установил Христос сию трапезу по безграничной любви Своей, когда сказал: «Примите, ядите и т. д.»

Я считаю достаточным, если такой опрос или испытание будет устраиваться для причастника один раз в год. Возможно, он окажется столь понятлив, что опросить его нужно будет один раз за всю жизнь или вообще никогда не нужно будет опрашивать. С помощью этой процедуры мы хотим обеспечить, чтобы к причастию вместе с достойными не прибегали и недостойные, как до сих пор происходит в римской церкви, где люди желают только, чтобы их причастили, а о вере, утешении, пользе и плоде Господней вечери даже не вспоминают и не помышляют. Причем немалые старания были приложены к тому, чтобы скрыть самые слова благословения, т. е. сам хлеб жизни. Мало того, там неистово стремятся представить все так, будто причащающиеся совершают некое «дело», доброе по своей собственной достойности, а не питают и укрепляют веру благостью Христа. Мы же хотим, чтобы те, кто не может ответить согласно вышесказанному, были отлучаемы и отчуждаемы от приобщения этой трапезы.

Далее, если предстоятель увидит, что они понимают все это, пусть обратит внимание, подтверждается ли их вера и понимание их жизнью и нравами. Ведь и сатана понимает все это и может сказать это на словах. То есть, если пастырь увидит какого-нибудь блудника, прелюбодея, пьяницу, азартного игрока, ростовщика, клеветника или кого-то еще, пользующегося дурной славой из-за какого-либо явного порока, пусть он отлучит его совершенно от причастия, если только не представится явное доказательство, что его образ жизни изменился. Тем же, кто иногда бывает нравственно неустойчив, но потом встает, оплакивая свое падение, не следует отказывать в причащении.

Далее, когда совершается месса, причастникам подобает встать отдельно в одном месте и одной группой. Богу не важно, где человек встанет, тут или там, и к вере это ничего не прибавляет, однако нужно, чтобы и причащающиеся, и не причащающиеся участники службы хорошо видели и знали причастников. Так они будут на виду у людей, а люди будут обращать больше внимания на их образ жизни и смогут засвидетельствовать о нем.

Относительно частной исповеди перед причащением я думаю так, как учил и до сих пор, а именно, что не должна она быть принудительной и обязательной, однако она полезна и не подлежит презрению. О приготовлении к трапезе мы думаем, что готовить себя с помощью поста и молитв — дело добровольное. Конечно же, нужно присутствовать трезвым, собранным и настроившимся на серьезный лад, пусть ты и не постишься вовсе или мало молишься. Я говорю не о суеверной трезвости папистов, а том чтобы не было у человека отрыжки после обильного возлияния и чтобы не был он вялым из-за переполненного желудка. Наилучшее же приготовление (как я уже сказал) — это душа, встревоженная грехами, смертью, искушениями, жаждущая и алчущая лекарства и подкрепления сил. Дело же предстоятеля — объяснить народу все эти вещи.

Теперь последний вопрос — следует ли причащать народ под обоими видами (как это называют).

В простом согласии с установлением Христовым, пусть испрашиваются и подаются оба вида. Те, кто не пожелает этого, пусть остаются сами по себе и да не будет им дано ничего.

Я также хочу, чтобы у нас было как можно больше песнопений на народном языке, которые бы народ пел на мессе.

Итак, на данное время довольно сказано о мессе и причащении.

В дни, которые мы называем буднями, я не вижу ничего недопустимого, только бы были отменены ежедневные мессы. Ибо три чтения утрени и литургические часы, вечерня и повечерие de tempore (за исключением праздников святых) — это не что иное, как слова Божественного Писания. Было бы прекрасно и даже необходимо приучить мальчиков читать и слушать псалмы и чтения Священных Писаний. Однако вся Псалтырь с ее разбивкой на части пусть останется в употреблении, и пусть продолжает читаться во всеуслышанье церкви всё Писание согласно разбивке на чтения.

Правда в этом вопросе, как я уже говорил в других местах, следует добиваться, чтобы это пение не было только лишь говорением на языке или звуком свирели и гуслей без понимания. Посему следует определить ежедневные чтения: одно — утром из одного Завета, либо Нового, либо Ветхого, одно — вечером из другого Завета, с объяснением на народном языке. Древность этого обряда подтверждается как самой практикой, так и словом «homilia» на утрене и словом «capitulum» на вечерне и в другие литургические часы. Иными словами, христиане, когда собирались, всегда что-то читали и истолковывали это на народном языке по обычаю, описанному Павлом в 1 Кор. 14. Потом, по наступлении худших времен, когда не стало пророков и толкователей, осталось только вот это возглашение после чтений и capitula: «Благодарение Богу».

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки.

Аминь.