Культура и наука в лицах 

Гуманистическое движение

С начала XVI в. Гуманистическое движение стало важнейшим явлением духовной жизни во многих еровпейских странах. Поиски гуманистов были направлены на раскрытие роли человека в мире, его способности быть хозяином своей судьбы. Человек, по их мнению, должен был постоянно развивать свои возможности и таланты. Гуманисты верили, что с развитием науки развивается и общество, и сами занимались научными опытами, а полученные знания широко применялись в художественном творчестве.

 

Эразм

 

Главным представителем гуманистического движения был Эразм Роттердамский (1466\69 – 1536). (К сожалению, уже умер. Но не будем недооценивать его влияние.) Самый яркий гумаист Северной Европы, лучший латинист своего времени, работая над своими произведениями и занимаясь издательской и комментаторской работой в разных странах Западной Европы, сохранил глубокие нидерландские культурные корни.

Блестящим памфлетом на социальные устои, деятельность церкви, мораль и культуру феодального общества стало его бессмертное произведение «Похвала глупости» (1509). Эта самая философская из всех сатир Эразма имела у современников оглушительный успех. За несколько лет разошлось 20 000 экземпляров – неслыханное явление для произведения на латинском языке. В других произведениях, таких как «Кинжал (или наставление) христианского воина»,  «Разговоры запросто», Эразм пытался представить конструктивную программу общественных отношений. Гуманист основывался на достижениях античных мыслителей, призывал к активной жизнеутверждающей деятельности.

Главным делом своей жизни Эразм считал издание подлинного греческого текста Нового завета (1517)  и его точный перевод на латынь (1519).  Он избавил текст от ошибок, вкравшихся за много веков при переписываниии, и снабдил критическими примечаниями. Эразм призывал своих последователей переводить Библию на современные живые языки, чтобы верующие самостоятельно могли прочесть Священное писание.  Произведения Эразма сыграли важную роль при подготовке Реформации. Однако он не принял идейную нетерпимость Лютера и позже открыто от него отмежевался. Эразм испытывал отварщение к догматической религиозности и защищал сознательное вероисповедание и свободу морального выбора. 

Литература

В эпоху национально-освободительного движения начинает активно развиваться литература, прежде всего гуманистическая драма и поэзия.

Автором аллегорических пьес и песен, выражающих протест против испанского деспотизма («Песня о заключенных»), был Дирк Корнхерт (1522 – 1590), писатель, философ и гравер. Убежденный сторонник идей Эразма Роттердамского, друг художника Питера Брейгеля и соратник Вильгельма Оранского, Корнхерт принимал активное участие в борьбе за независимость. Он неоднократно занимал важные посты в системе управления провинции Голландии. В 1586 г. Корнхерт написал дидактическое сочинение «Этика, или Искусство правильно жить», в котором проповедовал веротерпимость, свободу выбора и призывал к самосовершенствованию. 

 

Маникс

 

Яркую и злую сатиру на католическую церковь («Улей святой римской церкви», 1569) создал Филипп ван Марникс тот Синт Альдегонде (1539 – 1598) (роль занята), писатель и политический деятель, сражавшийся с испанцами не только пером, но и оружием. Марниксу приписывают также авторство текста песни «Вильгельмус», ставшей гимном Нидерландской революции. Песня была написана как акростих, где из первых букв каждой строфы складывались слова «Вильгельм ван Нассау». Сейчас это официальный гимн Королевства Нидерландов. 

Во второй половине XVI века появляются так называемые «песни гезов», народное творчество повстанцев. Первоначально распространявшиеся в виде отдельных листков, они впоследствии были изданы в сборниках. В песнях содержался протест против национального угнетения («Десятый пфеннинг», «О, нидерландцы, будьте начеку!», «Давайте же выступим» и др.). Они распространялись устно, легко запоминались и пелись на популярные мотивы с маршевым ритмом. 

Ярким представителем литературы Возрождения в Нидерландах был поэт Ян ван дер Нот (1539 – 1595). Выходец из дворянской семьи, он стал кальвинистом, участвовал в 1567 г. в востстании гезов в Антверпене. После подавления восстания Ван дер Нот вынужден был эмигрировать. Жил в Англии, Германии и Франции, где встречался с Пьером Ронсаром и испытал сильное влияние французской ренессансной поэзии. В 1578 вернулся в Антверпен. Свои произведения писал на нидерландском языке. Он первым ввел в нидерландскую поэзию такие формы как ода, сонет, элегия, эпиграмма, катрен, а также александрийский стих.  

 

ван Мандер

 

Огромную роль в становлении нидерландской прозы сыграл Карел ван Мандер (1548 – 1606), фламандский поэт, историк, теоретик искусства и живописец. Литературное творчество Ван Мандера начиналось в обществе редерейкеров: его поэтические произведения из сборников «Рукописные песенки» и «Золотая арфа» декламировались на представлениях. Как и Ван дер Нот, он осваивал новые стихотворные формы, переводил на родной язык Гомера, Вергилия, Овидия.

В качестве художника Ван Мандер писал мифологические и жанровые композиции. В 1583 г. Он основал первую в Нидерландах художественную академию в Харлеме, ставшую центром школы романизма в живописи.

В 1604 г. Ван Мандер издал историко-теоретическое сочинение «Книга художника». Наиболее ценная часть книги – свод жизнеописаний северонемецких и нидерландских мастеров. Книга до сих пор является важнейшим источником для изучения европейского искусства этого времени.  

Книгопечатание

 

Платен

 

В XVI веке в Нидерландах высокого уровня достигает книгопечатание. И прежде всего это было связано с именем известного издателя и типографа Кристофа Плантена (1520—1589) (роль занята). Плантен родился во Франции, там же выучился печатному делу. Но был обвинен в печатании сочинений гугенотов, бежал и поселился в Антверпене. В 1549 г. Плантен открыл там переплетную мастерскую и стал челном гильдии Св.Луки. Однако, получив тяжелое увечье (на Плантена по ошибке напала городская стража, приняв его за другого человека), он не смог больше заниматься переплетными работами. Плантен стал торговать книгами, а в 1555 г. открыл типографию. Хорошее образование, вкус и деловая хватка Плантена привели к тому, что издательство «Officina Plantiniana» вскоре стало крупнейшим в Европе. Оно имело филиалы в Париже и Лейдене. Плантен заказывал шрифты у лучших французских мастеров (К. Гарамона, Р. Гранжона и Г. Ле Бэ); иллюстрировали книги известные граверы; комментарии писали ученые-филологи.

Издания Плантена отличаались высоким полиграфическим качеством, красотой шрифта, изысканностью переплетных работ и безупречной грамотностью текстов. Маркой издательства была выходящая из облаков рука, держащая циркуль, и девиз «Трудом и постоянством» («Labore et Constantia»). Плантен выпустил свыше 1600 изданий. В основном это были разнообразные научные труды. Филипп  II предоставил Плантену исключительно право печатать Бибилю и молитвенники для Испании и Фландрии. Шедевром печати Плантена считается восьмитомная Biblia Poliglota на нескольких языках. Издательство Плантена выпускало и самы лучшие карты того времени, например, «Зрелище мира земного» Ортелия.

После разгрома Антверпена испанцами типография была практически уничтожена, но Плантен восстановил ее (здание сохранилось до сих пор и входит в число памятников ЮНЕСКО). В эпитафии он был назван «печатником испанских королей и королем печатников». 

В Лейдене начал издательскую деятельность Лодевейк Эльзевир (1546-1617), родоначальник династии самых известных голландских типографов и издателей XVI—XVII вв., дело которых просуществовало до 1712 г. Уроженец Лувена Эльзевир изучал печатное дело, работая в типографии Кристофа Плантена. После разгрома Антверпена испанцами вынужден был покинуть город, перебрался в Голландию, в Лейден, где и открыл типографию. Всего Лодевейком Эльзевиром было издано около 150 сочинений различных авторов. Маркой издательства был орел, сидевший на полуколонне, сжимая в когтях пучок из семи стрел, а девиз – «В согласии сила» (Concordia res parvae crescunt).

Изданиям Эльзевиров присуще изящество, красота и изысканность. Они выпускались преимущественно в малом формате. Шрифт был мелким, но четким и пропорциональным. Карты Эльзевиров также славились точностью и тонкостью исполнения.

В настоящее время название «Эльзевир» носит один из крупнейших издательских домов в мире (штаб-квартира в Амстердаме),  выпускающий в основном научную литературу и периодику. 

 

Живопись

В эпоху национально-освободительного движения начинает активно развиваться литература, прежде всего гуманистическая драма и поэзия. Во второй половине XVI в. под влиянием реформации и, как следствие, изменений настроений в обществе в нидерландском изобразительном искусстве формировались новый жанры (крестьянский жанр и натюрморт), увеличилось число картин бытовой тематики.

 

Артесен

 

Отображение повседневной жизни крестьян, ремесленников и торговцев доминирует в творчестве амстердамского художника Питера Артсена (ок. 1508 – 1575),  а также его ученика и последователя Иоахима Бекелара (ок. 1530 – ок.1573). Роль Артсена в развитии бытового жанра очень велика. Художник одним из первых в нидерландской живописи попытался создать образ человека из народа. Он писал картины больишх рамзеров, сочетая реаклизм с поиском декоративных эффектов. Кроме того, этот мастер по праву считается одним из основоположников жанра натюрморта в Нидерландах.

 

Брейгель

 

Под влиянием гуманистических идей и Реформации религиозная живопись утратила в Нидерландах свое ведущее значиение. Теперь широко развивались светские жанры: портрет, пейзаж, бытовой жанр. Живопись отражала жизнь простого народа и противоречивость эпохи. Наиболее ярко это проявилось у величайшего художника Нидерландов XVI века Питера Брейгеля Старшего, прозванного «Мужицким» (ок.1525 – 1569). Он родился в Брабанте, около 1545 г. начал ученичество в мастерской художника Питера Кука ван Альства. С 1555 г. Брейгель как самостоятельный мастер уже числился в списках гильдии Св. Луки. Он работал гравером у известного издателя Иеронима Кока, копировал популярные сюжеты, в том числе и с рисунков Иеронима Босха, оказавшего на Брейгеля огромное влияние.

Следуя традиции нидерландских художников, Брейгель совершил путешствие через Францию в Италию, во время которого много рисовал.  По возвращении в 1554 г. Брейгель стал работать главным образом как график. Во второй половине 1550-х годов Брегейль начал писать пейзажи и жанровые сцены, преимущественно из жизни простого народа, отсюда и его прозвище.

К 1559 году он создал серию, иллюстрирующую более ста пословиц («Нидерландские пословицы»). В таких картинах, как «Битва Масленицы и Поста» (1559) и  «Игры детей», мастер представил жизнь как всемирный карнавал, вселенскую ярмарку.  Одна из самых загадочных картин художника – «Падение Икара», где гибель дерзнувшего подняться к солнцу проходит незамеченной для занятых каждодневным трудом крестьян.
В период испанского террора жестока реальность нашла отражение  в таких работах, как «Безумная Грета», «Падение ангелов», «Триумф смерти» (1560-е). Затем Брейгель переехал в Брюссель, где стал создавать приозвдеения на библейские темы. Тогда же была написана и серия «Времена года» или «Месяцы», пять дошедших до наших дней картин этой серии считаются величайшими шедеврами мировой живописи.
Нидерландский мастер создал совершенно особое искусство, несопоставимое с творчеством кого-либо из его современников и не имевшее непосредственных продолжателей.

Наука

Активное мореплавание требовало усовершенствования морских карт и точных измерительных приборов, поэтому в эпоху Великих географических открытий больших успехов достигла географическая наука. Крупнейшими географами были нидерландцы Ортелий и Меркатор.

 

Ортелий

 

Фламандский рисовальщик, гравер, раскрасчик и издатель карт, географ и картограф Абрахам Ортелий (1527-1598) родился в Антверпене в семье антиквара. В 1547 г. Стал челном антверпенской гильдии Св. Луки в качестве раскрасчика карт и печатника. Он много путешествовал Европе. В 1564 г. Ортелий создал свою первую карту – «Карту мира», затем карту Египта, карту Азии. В 1573 г. Ортелий был удостоен звания «королевского географа».

В 1570 г. в Антверпене вышло «Зрелище мира земного» (Theatrum orbis terrarum) Ортелия, содержавшее 70 карт с подроьбными географическими текстами. В нем были собраны карты четырех континентов и отдельных стрнан. Все карты были богато украшены, а на оборотной стороне листов приводились исторические и географические пояснения. По своей сути это был первый географический атлас, вышедший в свет за 25 лет до знаменитого труда Меркатора. Сборник многократно переиздавался (41 издание до 1612 г.) в издательстве Плантена в Антверпене.

 

Меркатор

 

Выдающийся фламандский ученый Герард Меркатор (1512 – 1594) был гравером, издателем, основоположником современной картографии. Он родился в семье бедного ремесленника, но после школы поступил в Лувенский университет и получил степень магистра. Затем Меркатор начал работать как картограф и мастер по оптике. В 1538 г. он составил карту «Образ мира» (Orbis imago), где показал местоположение южного материка, существование которого долго вызывало сомнения. После этого он составил заказанную карту Фландрии. Следущюищм его трудом была карта Европы. Меркатор, сочувствующий протестантам, покинул Фландрию и переселился в Дуйсбург. Там он приступил к работе над собранием карт земного шара. Ученый подверг критическому разбору весь изветный к тому времени картографический материал. На титуальном листе собрания карт был изображен античный гигант Атлас, несущий на плечах земную сферу. Именно Меркатор предложил термин «атлас» для обозначения набора карт в форме книги. При составлении карт ученый впервые применил новую картогрфическую проекцию, названную впоследствии его именем.

 

Корабль Баренца

 

В конце XVI века Нидерланды внесли большой вклад в историю географических открытий, а именно в освоении Арктики. Голландские мореплаватели предприняли три попытки поиска морского пути из Западной Европы в Восточную Азию в северных морях. Участником всех трех экспедиций был мореплаватель и картограф Виллем Баренц (1550-1597). Баренц первым определил координаты нескольких островов Северного Ледовитого океана и подробно их описал. Первая экспедияция 1594 г. дошла до крайнего северного мыса Новой Земли, вторая исследовала малые острова. В ходе третьей экспедиции мореплавателям удалось доти до архипелага Шпицберген. Но проход так и не был найден. Баренц погиб в этой экспедиции и, скорее всего, был похоронен по морской традиции в море. В XIX веке это море было названо Баренцевым.

 

Клузий

 

Дальние плавания расширяли сферу знакомства нидерландцев с заморской фауной и флорой и способствовали развитю ботаники и зоологии. С Нидерландами связана деятельность выдающего ботаника Карла Клузия (1526-1609, настоящее имя Шарль де Леклюз) (роль занята). Французский ученый путешествовал по Европе, описывая растения, по приглашению императора Максимилиана II стал управляющим императорским ботаническим садом лекарственных растений в Вене. Там он занялся разведением новый растений и цветов, в том числе тюльпанов, луковицы которых были привезены из Турции. Затем Клузий возглавил кафедру ботаники в Лейденском университете. Почва Голландии прекрасно подходила для тюльпанов, и они быстро завоевали популярность. Хотя в это время в Нидерландах начали культивировать и другие цвветы, например, гиацинты, нарциссы, крокусы, именно тюльпанам суждено было стать своего рода символом Нидерландов.