Медицина

Вводное слово

На нашей игре медицина не моделируется никаким специальным образом, за исключением лечения ран. Ниже приведены рекомендации по отыгрышу медицины - болезней и их лечения. Сведения эти есть некоторое упрощенное описание медицины в XVI веке.

Медики

В XVI веке было несколько разных типов медиков.

Доктора

Доктора - это как правило выпускники медицинских факультетов университетов. Они обладали наиболее обширными познаниями в области медицины. Их знания основывались на трудах античных медиков и, прежде всего, Клавдия Галена. Доктора считали себя самым главным классом медиков и относились к остальным с некоторым презрением. Они никогда не занимались хирургией, а лечили при помощи разнообразных препаратов (в основном растительного происхождения) и назначением диет.

Хирурги

Хирурги были вторым по образованности классом медиков, они занимались всеми видами операций, от вскрытия чирьев и удаления зубов до ампутаций и удаления раковых опухолей. В средние века профессии хирурга и брадобрея были одной и той же профессией, но к XVI веку эти профессии практически отделились друго от друга. Хирурги как правило были неплохо знакомы с медицинской теорией, но их знания носили более практический и эмпирический характер, они использовали лекарственные препараты до, после и во время операции, могли давать рекомендации по диете и здоровому образу жизни. Хирурги как правило хорошо понимали рискованность своих действий и часто объединялись в ассоциации, согласно правилам которых "сложные" случаи должны были рассматриваться консилиумом наиболее опытных членов ассоциации, таким образом разделяя с ними ответственность. Очень редко доктора также практиковали хирургию.

Знахари и знахарки

Эта третья группа медиков была презираема более образованными классами. Тем не менее, их услуги были наиболее доступны. Как правило они не имели какого либо специального образования, а их знания представляли собой передаваемые изустно рецепты и обрывки сведений, почерпнутых у ученых медиков. Зачастую медицина не была их единственной профессией, кроме того знание медицинских рецептов было также важно для женщин, как и знание рецептов кулинарных.

Теория

Со времен средневековья в медицине главенствует теория Клавдия Галена о четырех жидкостях. Согласно этой теории, человеческое тело состоит из четырех жидкостей: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Это подобно тому как весь подлунный мир, согласно Аристотелю, состоит из четырех элементов: воздуха, воды, земли и огня. Этим четырем жидкостям соответствуют четыре темперамента: сагнвиник, холерик, меланхолик и флегматик; четыре возраста, четыре времени года и четыре основных качества по Аристотелю: холодный, горячий, сухой и влажный.

Кровь

Воздух

Весна

Детство

Сангвиник

горячий и влажный

Желтая желчь

Огонь

Лето

Молодость

Холерик

горячий и сухой

Черная желчь

Земля

Осень

Зрелость

Меланхолик

холодный и сухой

Флегма (слизь)

Вода

Зима

Старость

Флегматик

холодный и влажный

В каждом человеке существует свой особый баланс жидкостей, которым определяется его физическое и духовное состояние. Так, человек с преобладанием флегмы будет флегматиком, с преобладанием желтой желчи - холериком и т.д. Также баланс жидкостей меняется с возрастом - в детях больше крови, а в стариках - флегмы.
Все болезни вызываются нарушением этого природного баланса жидкостей, так, например, простуда и ревматизм вызывается избытком холодных жидкостей, воспаления - избытком горячих и т.п. Отсюда следует и то, что ревматизму, например, более подвержены старики зимой. Исходя из этого и назначалось лечение - лечить следовало тем, что содержит противоположные качества: холодный болезни лечили горячими лекарствами и назначением диеты из "горячей" еды. Хирурги также могли лечить, напрямую избавляя от "лишних" жидкостей, - самая известная, но не единственная такая процедура - кровопускание.
Считалось, что болезни типа чумы или сифилиса вызваны не переизбытком, а загрязнением жидкостей в организме. Лечить их было особенно сложно.
Кроме того в середине XVI века появилось и стало распространяться учение Парацельса о том, что человек, также как и неживая природа, состоит из ртути, серы, солей и других химических элементов. Последователи Парацельса использовали не только растительные, но и химические лекарства. Наиболее известным является лечение сифилиса при помощи ртути.

Болезни

В XVI веке понятие болезни отличалось от современного. Болезнями считались наряду с чумой и оспой также головная боль, боль в горле, понос и многие другие состояния, считающиеся сейчас симптомами а не самостоятельными болезнями. Мы рекомендуем игрокам, особенно играющим пожилых людей, выбрать для своего персонажа одну или несколько болезней и лечить их на игре у игровых медиков. Уже на игре игрок может по собственному желанию заболеть чем-нибудь. Список болезней, приведенный ниже, поможет в выборе, но не следует считать его исчерпывающим.

  • Колики
  • Мигрень
  • Чесотка
  • Рак
  • Опухоль бронхов (бронхит)

  • Лунатизм
  • Проказа
  • Подагра

  • Понос
  • Грудная жаба (сердечные боли)

  • Золотуха (кожные воспаления)
  • Зубные боли
  • ...

Лечение

Отыгрыш лечения и излечения болезней мастерами никак контролироваться не будет. Результат лечения определяется врачом и пациентом в зависимости от убедительности отыгрыша и настроения. При отыгрыше лечения не забывайте о пожизневой безопасности и применяйте только безвредные вещества для отыгрыша лекарственных средств. Ниже упрощенно описаны практиковавшиеся в XVI веке методы лечения, применявшиеся медиками, но игрокам следует также уповать на помощь Господа и надеяться на божественное исцеление. Усердные молитвы, прикосновения к святыням и паломничества могут помочь в исцелении. Кроме того, существует поверье, что золотуха лечится прикосновением короля, откуда ее простонародное название (King's evil).

Растительные средства

Большинство лекарств было растительного происхождения. Эти лекарства считались данными Богом для людей. Для лечения применялись всевозможные части растений. Согласно медицинской теории, отдельные части растений обладали определенным действием на жидкости человеческого тела и сами по себе обладали теми или иными базовыми качествами. Большинство лекарств состояли лишь из одного компонента, но ученые медики применяли и составные препараты для того, чтобы одними компонентами компенсировать нежелательные побочные эффекты от других. Рецепты как простых, так и составных лекарств активно передавались между медиками всех классов и публиковались в сборниках. Перед игрой медики получат выдержки из травников, которые помогут им при составлении рецептов и изготовлении лекарств. Для отыгрыша лекарств рекомендуется заготовить безвредные отвары, настои, мази и травяные сборы, которые на игре можно будет выдавать за экстракты тех или иных лекарственных растений.

Химические лекарства

Парацельсианцы ввели в широкое употребление химические лекарства, такие как ртуть и ее соединения, сера, уксус и другие. Обычно эти вещества использовались только учеными докторами и хирургами и, хотя являлись довольно действенными, имели множество сильных побочных эффектов, для борьбы с которыми эти лекарства пытались применять в смеси с другими.

Хирургия

Хирурги проводили разнообразные операции, от вскрытия чирьев и удаления зубов до ампутаций и удаления раковых опухолей. Эффект от их лечения был всегда скорым и очевидным, хотя и не всегда положительным. Поскольку понятия наркоза не существовало, то при операции несколько ассистентов фиксировали оперируемую часть тела пациента. На сложные операции, которые могли окончиться смертью пациента, а также на ампутации необходимо было согласие пациента. Для отыгрыша операций рекомендуется иметь набор устрашающе выглядящих инструментов (скальпели, пилы, дрели, ножницы) и ассистентов для фиксирования пациента.

Диета и профилактика

Ученые медики в качестве лечения часто назначали определенные диеты, подбирая их в соответствии с качествами еды и свойствами болезни. При воспалениях нельзя было есть горячую и сухую еду, при ревматизме - холодную и влажную.


Полевые госпитали

Для полевых госпиталей при армиях на игре существует специальное моделирование. При макросражении раненые солдаты могут транспортироваться в развернутый при армии полевой госпиталь. Таким госпиталем может быть пространство в шатре или под тентом, в котором есть коврики или кровати для раненых. В этом госпитале медики отыгрывают процесс лечения раненых используя любые из перечисленных выше средств. По окончании сражения контролирующий боевку мастер по специальной таблице определяет виртуальные потери армии в зависимости от того, что именно делали медики с ранеными. Среди профессиональных медиков перед игрой мы распространим сведения о некоторых из действенных методов лечения. На игре они могут обмениваться знаниями друг с другом, совершенствоваться методом проб и ошибок, или пытаться распознать зависимости, лежащие в основе модели медицины.