Аристократия в Нидерландах

 

 

Аристократия в Нидерландах специфическая, но это не значит, что ее нет. Ее мало, она фактически утратила все свои бонусы, но пафос остается.

Как должны жить дворяне: "жить от собственного дохода с земель, десятины и манора и с коммерческих предприятий, в частности, с содержания лавки. Но также они должны заниматься военным делом и служить при дворе принца или состоять на какой-то почетной государственной должности, тем самым предоставляя двум остальным сословиям защиту от жестоких врагов..." Во второй половине 15 века было судебное разбирательство, которое показывает это в деталях. Жители Вийк-ан-Зее обвиняли Коэна ван Форееста в том, что он перестал быть дворянином, но при этом не платит налог на землю, что разрешено только дворянам. Жители деревни не сомневались в дворянском происхождении Коэна, но говорили, что его образ жизни ничем не отличается от их собственного. По их словам, он работал на своей земле собственными руками на уборке хлеба. Кроме того, он обрабатывал землю, которую взял в аренду и жил вместе с остальными крестьянами Вийк-ан-Зее. В защиту Кожн сказал, что его знатным родственникам принадлежат фьефы и что он не таскал плуг сам - за него это делали его слуги. Он утверждал, что действительно взял землю в наем, но взял ее у собственных братьев, которые считались аристократами. Что же касается того, что он будто бы живет с крестьянами, он привел доказательства, что живет в усадьбе, принадлежащей его брату, Виллему ван Фореесту. Он утверждал, что ведет жизнь, достойную дворянина: ездит верхом, держит собак и птиц. Последнее означало, что он занимается охотой - в тот момент охота была исключительной привилегией дворянства.

Итак, чтобы быть дворянином нельзя работать руками, заниматься торговлей и производством, необходимо устраивать охоты, жить в замке или в рыцарском поместье и служить сюзерену. Достаточно было нарушить одно из требований, чтобы потерять дворянский статус.

До войны с Испанией одной из важнейших привилегий аристократии было право представлять сельские области в Совете Голландии. Для этого аристократия объядинялась в т.н. Ridderschap, т.е. "рыцарство". С начала войны с Испанией власть Риддершапа в Совете значительно уменьшилась: если до этого аристократии противостояло шесть городских голосов, то после число городских голосов увеличилось до восемнадцати. Более того, города начали оспаривать право аристократии представлять сельские области. Право не платить налог на землю аристократия утратила уже в первой половине 16 века. В 1553 году было издано королевское постановление, что земельный налог (субсидий) должны платить все, не взирая на сословие. Наибольшее сопротивление этому решению оказали Оранжский, Эгмонд и Горн, которые вместе получали до 5% всех земельных доходов провинции. В 1556 году король лично им позволил не платить земельный налог, но это было единственное исключение, все остальные аристократы были вынуждены платить.

Единственным исключительным правом аристократии долгое время оставалось право на охоту и право доступа в Риддершап. Впрочем, скоро привилегию охоты пришлось разделить с должностными лицами провинциальной администрации. А в 1586 году в эту категорию вошли почти все сотрудники Высшего Совета (все, кроме клерков и посыльных), суд, Счетная Палата, и прочие, и прочие.

Еще история про аристократию В 1531 году голландский аристократ Фредерик ван Роон украл 13 или 14 летнюю jonkvrow Ван дер Хайр. Девушка с матерью приехала навестить тетушку, которая была монашенкой в монастыре. Фредерик решил ее украсть и жениться на ней, потому что "она была чрезвычайно богата". Его тетка Мартина, жена байлиффа Рийнсбурга, решила ему помогать. Фредерику обманом удалось вывести девушку из монастыря в сад его тетки, где он стал прогуливаться с ней под яблонями. У задних ворот сада Фредерик схватил девушку и запихал ее в подъехавшую повозку, которую сопровождало несколько человек с аркебузами и другим оружием. После этого они уехали из Голландии. Их жертва звала на помощь, но похититель завернул ее в плащ и заткнул ей рот. Далее он с ней обвенчался и продолжал держать ее как пленницу. В конце концов ей удалось сбежать в дом матери. Закончилась эта история тем, что суд приговорил Фредерика к отлучению от церкви и лишению имущества. С другой стороны, как правило, родители лишали похищенных девиц наследства, а похитители имели серьезные проблемы с законом, так что по большей части похищения совершались не ради денег, а из-за любви. При этом было похищений довольно много.