Нидерландская литература

Начало Нидерландской литературы принято относить к концу XII в., времени развития голландского языка. Влияние на Нидерландскую литературу оказали окружающие Голландию страны Франции, Германии, Англии, причем в первые столетия наиболее сильно чувствуется влияние французской культуры.

Древнейшим литературным памятником на нидерландском языке считаются так называемые Каролингские псалмы (9 в.).

Духу эпохи рыцарства соответствовали рыцарские романы о Карле Великом. Эти романы сперва представляли собой переводы с французского. Первым оригинальным сочинением этого рода является «Карл и Элегаст», также «Флорис и Блансефлур». Значительное распространение получили Легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола.

Первым нидерландским поэтом, как правило, считают лимбургского дворянина Гейнриха фон Фельдеке который, однако, может быть отнесен скорее к немецкой литературе.

В целом нидерландская литература мало известна за рубежом, возможно из-за трудности перевода. Исключение составляет, пожалуй, творчество известного гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского (1466-—1536), автора «Похвального слова глупости», где была дана острая критика церкви и феодальных порядков. С конца XV века рыцарский роман превращается в народную книгу обслуживающую бюргерско-крестьянскую аудиторию, причем особую популярность приобретает роман о «четырех детях Эмона», в котором описывается борьба мятежных вассалов против короля. После буржуазной революции XVI века бюргерство видело в обедневшем дворянине лишь комическую фигуру.

Основоположником и классиком нидерландской литературы считается поэт и драматург Йост ван ден Вондел (1587—1679). В XIX в. выделяется талантливый писатель Мультатули (псевдоним Эдуарда Деккера), в романе «Макс Хавелаар» разоблачивший колониальную политику Нидерландов в Индонезии.

Значительную роль в средневековой Нидерландской литературе наряду с рыцарской литературой играла также литература, отражавшая идеологию католического духовенства: жития святых («Беатриса»), описания жизни Иисуса, и пр. Церковь оказала также большое влияние на драму. До наших дней дошли разнообразные мистерии и аллегорические пьесы.

В тоже время с развитием реформационных идей появляются литературные произведения, поддающие резкой критике сановников церкви. Например, такие как эпос о хитром «Лисе-Рейнарде», произведения ван Марланта и Бундале, а также народные песни средневековья. Формой своеобразного протеста против господства официальной церкви было распространение мистики. Наиболее известными представителями мистического направления являются: Ян ван Ройсбрук и его произведение «Красота духовного брака», Ян ван Лейвен, а во второй половине XIV в. - Г. Гроте. B XV в. нидерландская мистика приобрела более демократический характер.

Новым этапом в развитии Нидерландской литературы было творчество Якоба ван Марланта. Его произведения такие как «Цветы природы», представляют собой оригинальное изложение естественной истории, «Историческое зеркало» излагает всемирную историю.

Творческое наследие писателя эпохи Возрождения ван Мандера интересно тем, что кроме нескольких прекрасных стихотворений он составил ценную книгу жизнеописаний художников.

Знаменитым писателем, творившем в стиле голландского патрицианского классицизма XVII в., был П. К. Гоофт. Современники высоко ценили его песни, сонеты и драмы. Кроме того, исторические сочинения Гоофта имели большое значение для развития нидерландской прозы. А вот его комедия «Торгаш» положила начало голландскому драматическому реализму. В романтических драмах Роденбюрха и в популярных плутовских романах, написанных по испанскому образцу находит свое отражение авантюрный дух военных и колониальных корсаров. Также в числе значительных писателей того времени назовем Вондела, Хаюхенса и Бредеро.

В 17-м веке был также издан официальный перевод Библии - нидерландское издание, которое оказало большое влияние на формирование нидерландского языка.

Среди авторов произведений романтического стиля Нидерландской литературы наиболее известны Вейнанд Старинг, позднее ван Леннеп, Беетс, Схапман и Гофдейк. В своих произведениях они опирались на опыт английских и немецких романтиков, романтизировали героическое легендарное прошлое Нидерландов (например, «Нидерландская легенда» ван Леннепа - сборник новелл на сюжеты из национальных саг и сказаний).

Наиболее значительными представителями нидерландского натурализма считаются ван Дейссель, Нетшер и Луи Куперус в произведениях которого ярко выражен психологизм.

Внутренние, душевные переживания стали основной тематикой психологических романов А. В. Смединга, Робберса, Антинка.

Также развернулась деятельность неоромантиков, воскрешавших исторический роман и сообщавших ему черты романа психологического ван Оордт, ван Схендель, ван дер Лейв.

Представителем нидерландского реформизма в литературе можно назвать поэта ван Схельтема. К реформистскому направлению также можно отнести и поэта С. Бонна.

Нидерландская живопись

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве. Произведения нидерландских мастеров XVI—XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. Голландская художественная школа оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства. При этом с 1550 по 1600 гг. голландская живопись претерпевает кризис возрожденческого мировоззрения и его полное угасание. Голландское возрождение формировалось под влияние итальянского ренессанса и с самого начала культивировало не сколько самого человека, а сколько индивидуальные особенности каждой отдельной личности. Впоследствии это создало плодородную почву для развития бытового жанра.

Художественная сила Нидерландского искусства еще в средние века проявилась в миниатюрной живописи. В XV веке миниатюра достигла высокой степени совершенства, как можно видеть по знаменитому «Часослову герцога Беррийского», иллюстрированному братьями Лимбург.

Поэтическая пристальность взгляда на мир была унаследована от миниатюры большой живописью XV века, начатой Яном ван Эйком. Маленькие картинки, украшающие рукописи, выросли в большие картины, украшающие створки алтарей.

Основоположниками нидерландского искусства XV в. по праву считаются братья Ван Эйки. Традиция приписывала братьям изобретение техники масляной живописи; это неточно – способ применения растительных масел как связующего вещества был известен и раньше, но ван Эйки его усовершенствовали и дали толчок его распространению. Вскоре масло вытеснило темперу.

Удивительно, но живопись ван Эйков обладает необычными техническими качествами: краски не жухнут и столетиями сохраняют свою свежесть. Они почти светятся, напоминая о сиянии витражей. Начатое Губертом произведение «Гентский алтарь» после его смерти было продолжено ван Эйками, и в 1432 году окончено Яном. Именно это произведение сделало имя братьев Ван Эйков всемирноизвестным. Створки грандиозного алтаря расписаны в два яруса и внутри и снаружи. На наружных сторонах – благовещение и коленопреклоненные фигуры донаторов (заказчиков): так выглядел алтарь закрытым, в будничные дни. По праздникам створки распахивались, в раскрытом виде алтарь становился вшестеро больше, и перед прихожанами возникало, во всей лучезарности ван-эйковских красок, зрелище, которое должно было в совокупности своих сцен воплощать идею искупления человеческих грехов и грядущего просветления. Наверху в центре деисус – бог-отец на престоле с Марией и Иоанном Крестителем по сторонам. Эти фигуры больше человеческого роста. Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий рост и группы музицирующих и поющих ангелов. В нижнем ярусе – многолюдная сцена поклонения Агнцу, решенная в гораздо меньшем масштабе, очень пространственно, среди широкого цветущего пейзажа, а на боковых створках – шествия пилигримов.

Талант Яна ван Эйка потрясающе проявил себя и в портретной живописи. Знаменитый на весь мир парный портрет супругов Арнольфини, это изображение обыкновенных людей, одетых по тогдашней моде, в обыкновенной комнате с люстрой, балдахином, зеркалом и комнатной собачкой, которое благодаря силе таланта художника представляется каким-то чудесным таинством. И люди и предметы – все застыло в благоговейной серьезности; все вещи имеют затаенный смысл, намекая на святость супружеского обета и домашнего очага.

Повседневная жизнь всех слоев населения тогдашнего нидерландского общества нашла свое отображение на картинах Яна Стена, Иоханнесса Вермеера, Питера де Хоха и других прославленных мастеров той эпохи. Множество точно схваченных деталей придают картинам оттенок особой доверительности. Нидерландские художники редко изображали людей с красивыми, правильными лицами и фигурами этим они отличаются от итальянских. И главная причина этого явления в различии общей художественной концепции. Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам, нидерландцы поэтизируют «среднего человека». Нидерландцы питают пристрастие к деталям. Вещи изображаются с любовью и кажутся одухотворенными.

У нидерландцев сложился оригинальный тип композиции, где вообще нет центра, а пространство заполняется многими равноправными между собой группами и сценами. Подобные композиции можно увидеть на полотнах Иеронима Босха. Босх – замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландские пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором. Один из его любимых сюжетов – «Искушение Святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих тварей.

Всем тем, что называют национальным своеобразием, в высшей степени обладал Питер Брейгель, его произведения восходят к самобытным нидерландским традициям. Как никто другой, Брейгель выразил дух своего времени и его народный колорит. Излюбленный тип композиции Брегеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины, так что люди выглядят маленькими и снуют в долинах, тем не менее, все написано подробно и четко. Повествование обычно связано с фольклором, Брейгель писал картины-притчи. Незадолго до смерти он написал картину «Слепые». Любя свою многострадальную родину, художник одного не мог простить своим соотечественникам: пассивности, глухоты, слепоты, погруженности в суету сегодняшнего дня и неспособности подняться на те горные вершины, которые дают прозрение целого, единого, общего.

По-настоящему Золотым веком голландской живописи стал период экономического расцвета Республики Соединенных Провинций, когда сложилась и получила известность реалистическая школа, вместе с тем развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой портрет. Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. Бытовой жанр связан с именем Адриана ван Остаде.

Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая живопись (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

С 70 года голландское возрождение окончательно угасает. Искусство не отражает революционного пафоса того времени. Для художественных методов живописи характерны резкая конкретизация и приближение к натуре, чем подготавливаются принципы 17 столетия. Происходит резкое разделение живописи по жанрам: портрет, пейзаж, жанровые сцены. Вместе с тем разложение ренессансной универсальности, всеобщности в истолковании и отражении жизненных явлений придает этим новым методам черты мелочности и духовной узости. Романическая манера, несмотря на свое широкое распространение, имеет признаки вырождения, так как выступает в маньерестической манере и представляется внутренне опустошенным. Вся живопись этого периода отличается глубоко бытовым характером: даже в романических полотнах часто используются обычные предметы домашнего обихода. Это лишний раз подтверждает измельчание и бездуховность живописи второй половины 16 века.

К концу XVII в. голландская живопись во многом утратила свой блеск; наиболее заметным видом искусства стало производство знаменитого делфтского фаянса (завезённого Петром I в Россию и воплотившегося в самобытных изделиях гжельских мастеров).

Музыка Нидерландов

История нидерландской музыки имеет богатые традиции. Первые сведения о музыкальной культуре Нидерландов относятся к раннему средневековью С. 12 в. развиваются рыцарская лирика и искусство менестрелей, городских и придворных (играли на духовых инструментах). С 13 в. существовали школы менестрелей. В 14 в. возникают хоровые капеллы при различных цехах. Среди сохранившихся памятников народной музыкальной культуры Нидерландов - песни флагеллантов.

Исключительно высокого подъёма достигло музыкальное искусство Нидерландах в 15-16 вв., когда на богатой основе народной музыки, французского и английского многоголосия и передовой профессиональной музыкальной культуры расцвела нидерландская школа контрапунктистов, широко распространившаяся в др. странах. Борьба за независимость Нидерландов вызвала к жизни бурную активизацию религиозно окрашенного песенного творчества масс. Особой популярностью пользовались «песни гёзов», полные патриотизма, воодушевления, призывов мести врагам, прославления борьбы за свободу. Многочисленны были также переработки на песенный лад псалмов, переведенных на родной язык. Эти «песни на псалмы» имели не столько художественное, сколько пропагандистское значение. Порой их писали видные композиторы, вовлеченные в конфликты времени. В бытовом музицировании в Нидерландах на протяжении XVI в. самым любимым инструментом оставалась лютня. К концу столетия растет масса сочинений для этого инструмента. Через весь век прошла традиция использования небольших групп городских музыкантов на свадьбах, карнавалах и других праздниках, во время религиозных и официальных церемоний.