Общие сведения

АМСТЕРДАМ, столица, культурный, торговый и финансовый центр Нидерландов. Историческое ядро города находится при впадении р.Амстел в залив Эй. Со времени основания в 13 в. конфигурация и развитие города определялись его географическим положением. Близость к основным морским путям на севере и западе Европы и удобные связи по рекам и каналам с Рейнской областью и Рурским бассейном укрепили роль Амстердама как важного центра торговли и судоходства. Во второй половине 17 в. он был крупнейшим в мире портом (ныне эта функция перешла к Роттердаму). Соединен с Северным морем Нордзе-каналом.

Природа и климат

Приморское положение Амстердама вызывает частые перемены погоды. Свежий ветер с моря нередко нагоняет на город темные облака, предвещающие ливень, а затем внезапно разгоняет их, и небо проясняется. Осень обычно дождливая и туманная. Зимы, как правило, бывают ветренными, но не очень холодными – средняя температура января 1° С, часто стоит солнечная погода. Лето теплое – средняя температура августа 17° С, нередко дуют морские бризы и льют дожди. Годовое количество осадков 750 мм. Впрочем, в Амстердаме часто устанавливается и сухая погода, поэтому уличная торговля и развлечения составляют важное звено жизни города. Кафе на открытом воздухе, рынки и торговые ряды полны народа, а от шарманок, разукрашенных в стиле барокко, музыка разносится по каналам и скверам. По праздникам представления часто устраивают на пленэре, городские парки наполняются посетителями. Население.

Город очаровательных парадоксов, Амстердам вместе с тем олицетворяет нидерландскую нацию, порой он больше кажется крохотной самостоятельной страной, нежели городом. Еще со времен Средневековья граждане Амстердама сдержанно относились к центральной государственной власти и рьяно отстаивали местное самоуправление и привилегии. Благодаря такому отношению в городе всегда мирно уживались добропорядочные бюргеры и богема, беспечные романтики и меркантилисты, фантастическая роскошь и бедность. Скромные размеры города, определяемые ограниченностью земельной площади, и те усилия, которые требовались от жителей для поддержания его жизнеспособности, позволили сохранить ценное голландское качество – общительность, а многоязычие и традиции религиозной и политической терпимости исторически предопределили необычное этническое разнообразие его населения.

Издавна Амстердам предоставлял приют гонимым, именно их деньги и опыт способствовали быстрому развитию города. Преследуемые по религиозным убеждениям протестанты прибывали в Амстердам в конце 16 в. из южных нидерландских провинций (нынешней Бельгии). Особо выделялся поток богатых фламандских кальвинистов из Антверпена, которые принесли с собой капиталы, создали новые отрасли производства и торговые кампании. Лютеране из Германии, диссиденты из Англии и гугеноты из Франции способствовали росту населения Амстердама. Его численность в 1585 составляла всего 30 тыс. человек, в 1660 возросла до 50 тыс., а в 1700 – до 200 тыс. Каждая из новых групп поселялась в определенном районе – Йордан, район, где большинство улиц носит названия деревьев и цветов, получил свое название от искаженного французского слова le Jardin – в переводе «сад», естественно, что там селились выходцы из Франции. Они занималась определенным ремеслом (например, гугеноты специализировались на ткачестве) и сохраняли свой язык, обычаи и национальную кухню.

Среди этого потока беженцев особо выделялись евреи-сефарды из Испании и Португалии, появившиеся здесь в конце 16 в. За ними прибыли евреи из Германии и Восточной Европы, и к 1700 все вместе они составляли десятую часть населения города. Как опытные деловые люди они оказали серьезную поддержку городу в сфере вексельных операций и еще больше в области биржевых спекуляций, помогли наладить обработку алмазов и торговлю бриллиантами, а также играли заметную роль в производстве сахара и табака, в книгопечатании. Поселившись в районе между р.Амстел и восточными доками, они создали еврейский квартал Йоденбюрт.

Еще в 17 в. Нидерланды удивляли путешественников своими многоязычными биржами, где флорентийские и венецианские купцы, торгуя драгоценными металлами и валютой, совершали сделки с армянами, венграми, поляками и турками

История

В 13 в. на месте будущего Амстердама появилась маленькая рыбацкая деревушка. Первоначально поселение располагалось на защитных дамбах, возведенных вдоль обоих берегов р.Амстел в ее нижнем течении. Первая дамба была построена на восточном берегу, поэтому ко многим старым названиям в восточной части современного города прилагаются слова Ауде (Oude – старый) или Ауде-Зейдс (Oude Zijds – старая сторона). Затем была сооружена западная дамба, и до сих пор улица, появившаяся позже на ее месте, известна как Ньеувендейк («новая дамба»).

В 1270, благодаря возведению плотины через р.Амстел, образовалось место для небольшой площади, которая получила название Дам. Сама деревушка впоследствии была названа Амстелледамме, что в переводе означает «плотина на реке Амстел». Приблизительно к этому времени относится первое письменное упоминание данного места. В документе, датированном 27 октября 1275, сообщалось, что граф Флорис V Голландский дарует торговые привилегии рыбацкой деревушке, расположенной на дамбе в устье Амстела. Около 1300 деревушка получила статус города, а название Амстелледаме позднее трансформировалось в Амстердам. В 1317 Вильгельм III, наследник Флориса V, присоединил Амстердам к графству Голландия, в то время уже игравшему важную роль в нидерландских землях. Свидетельством тому являются два удачных брака дочерей Вильгельма III: одна стала супругой императора Священной Римской империи, а вторая – короля Англии.

На протяжении многих десятилетий центром общественной жизни Амстердама оставалась площадь Дам. Непосредственно к востоку от нее были построены рядом две гавани: одна, обращенная к северу, к заливу Эй, другая – к югу, к р.Амстел. По мере роста города обе гавани постепенно засыпались грунтом, а прилегающие улицы, которые шли вдоль их берегов, – Дамрак на севере и Рокэн на юге – до сих пор принадлежат к числу центральных магистралей современного Амстердама. Несколько дальше к востоку на дальнем краю гавани в 1306 была построена первая церковь Амстердама – Ауде Керк, посвященная св. Николаю, покровителю моряков и всего города. В 1345 Амстердам стал центром паломничества – на пепелище костра была найдена не тронутая огнем облатка, и это было сочтено чудом.

Уже в этот период Амстердам был с обеих сторон ограничен укрепленными каналами, составившими первое звено в концентрической системе водных путей сообщения, которые нарастали вокруг расширявшегося города наподобие годичных колец дерева. Второе кольцо каналов появилось в 15 в., оно ограждало территорию, сложившуюся за первыми городскими стенами. Таким образом территория города увеличилась на 105 га. Новые каналы, проложенные от Сингела (в то время еще рва, а не канала) на западе до Кловенирсбёрхвала на востоке, образовали вытянутое полукольцо вокруг города, вдоль защитных стен и ворот. Некоторые из них сохранились до сих пор: крепостная башня Схрайерторен (1480), ворота Синт-Антониспорт (1488, перестроены в 1617 в Палату мер и весов, что объясняет ее нынешнее название Ваах – «весы»), и, наконец, фрагмент старых ворот Монкспорт, позднее включенный в основание башни 17 в. Мюнтторен, где некоторое время размещался Нидерландский монетный двор.

Амстердам как порт приобрел большое значение уже к концу 15 в., получив от Ганзейского союза право свободной торговли на Балтийском море. 70% грузовых перевозок по Балтике осуществлялось через Амстердам. Одним из самых важных товаров было прибалтийское зерно, которое затем направлялось в южные страны. Постепенно Амстердам становился богатейшим городом мира. Этому способствовали освобождение от испанского ига в конце 16 в. и образование молодой Республики Соединенных провинций Нидерландов. Разорение южных провинций, оставшихся под властью Испании, захват ею в 1585 Антверпена, который был разграблен и опустошен, а также последовавшее затем закрытие устья Шельды на два века лишили Амстердам сильного конкурента и предоставили в его распоряжение новые рынки сбыта товаров.

Карта 1597 свидетельствует, что за сто лет территория города вдвое увеличилась. За пределами стен Сингела 15 в. появился новый канал, предшественник будущего Херенхрахта. Предвидя дальнейший рост населения, отцы города – закрытый совет из 36 регентов, зажиточных и влиятельных бюргеров, чья власть в основном заменила влияние голландских графов, – приняли смелый план развития Амстердама, известный как «план трех каналов». Разработанный архитектором Хендриком де Кейсером и осуществлявшийся под бдительным контролем муниципалитета, этот план позволил расширить площадь Амстердама в четыре раза – до 716 га и придал застройке города необычную гармоничность. Первый из трех концентрических каналов, упомянутых в плане, – Херенхрахт, увековечивший господ регентов (heeren), которые предвидели расширение города. Второй – Кейсерсхрахт («императорский канал»), названный в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I, чья корона появилась на гербе города. Наконец, третий – Принсенхрахт, носящий имя принцев дома Оранских – Нассау, сыгравших большую роль в становлении самостоятельного государства Соединенных провинций. За тремя каналами возвышается пояс укреплений с городскими воротами; его контур обозначен извилистым Сингелхрахт, образующим границу центра Амстердама, или Старого города.