Генеральные штаты в Нидерландах

 

Генеральные штаты в Нидерландах (Staten-Generaal van het Koninkrijk der Nederlanden) — высшее сословно-представительское учреждение с 1463 г.

Генеральные штаты состояли из депутатов духовенства, дворянства и верхушки горожан. Впервые были созваны в 1463, после объединения Нидерландов бургундскими герцогами. Генеральные штаты Имели право вотирования налогов, особенно широкие полномочия дала «Великая привилегия» 1477. В период Нидерландской буржуазной революции XVI веке стали центром буржуазно-дворянской оппозиции испанскому режиму, а с отделением Северных Нидерландов — высшим постоянно действующим законодательным органом Республики Соединённых провинций. В современном Королевстве Нидерланды Генеральными штатами называется парламент.

История

В Голландии, в отличие от Фрисландии, правил принц (ранее граф), но его права были ограничены, и уже в XII—XIIIвв. права принца и народа были точно определены. В обществе, где подавляющее большинство населения считало себя свободными людьми, феодальные претензии были лишены оснований. В Зеландии и Утрехте феодальные традиции были прочнее. Против феодалов в XII—XIIIвв. неоднократно вспыхивали восстания, которые заканчивались расширением прав народа; феодалы в этой части Европы, оторванной от влияния сильных государств, быстро утрачивали свой суверенитет.

В быстро развивавшихся районах, подобных Голландии, жизнь заставляла искать активные формы общественного устройства в борьбе с водой за землю, за создание дамб и за мелиорацию, которые были жизненно необходимы. Общественная администрация в этих районах развивалась очень быстро. Каждая деревня со временем стала ответственной за определенную часть дамбы, и все ее жители были обязаны принимать участие в решении общих задач. Это привело к тому, что управление этими работами оказалось в руках жителей деревень. Их представители решали вопросы, связанные с дамбами. Они издавали местные законы, выводили жителей из деревень на работы, устанавливали налоги для покрытия издержек, наказывали нерадивых. Графы никогда не вмешивались в их дела. Многовековая совместная борьба с водой за землю сделала голландцев очень корпоративным народом, причем корпорация организовывалась демократическим способом.

Если от болот или моря отвоевывался новый участок земли, то организация дела несколько менялась. Содержали польдер (участок осушенной земли) его владельцы, проводившие мелиоративные мероприятия. Администрация графа выступала в роли смотрителя, а реальное руководство осуществляла выбиравшаяся фермерами администрация. Эти органы самоуправления польдеров сохранились до сих пор.

Города Брабанта, где феодальные порядки были сильнее, чем в Голландии, Зеландии или Фрисландии, положили начало новому явлению. В XIVв. они стали давать ссуды своим герцогам, но при условии постоянного контроля за финансовой администрацией, причем изначально не делалось никаких попыток перехватить политическую власть, просто это было обычным средством, обеспечивавшим возврат ссуд. Банкиры не ссужали деньги без гарантий. Более того, герцог-должник брал обязательство не расточать свои владения, которые служили основой для создания средств, предназначавшихся для возврата долга. Таким образом банкиры ограничивали права герцога на значительную часть или даже на все владение. Это имело важные политические последствия.

Впервые в истории Нижних стран группы людей выражали желание образовывать политические объединения для того, чтобы противостоять иностранному контролю. К этому сводились многочисленные хартии, которые герцоги Брабанта и другие принцы Нижних стран вынуждены были давать своим подданным. Согласно этим хартиям, самая ранняя из которых датирована 1312г., государство Брабант становилось такой общественной единицей, политический характер которой отличался от статуса его принца, и управлялось объединенной администрацией принца и его подданных. Конечно, в разных провинциях Нидерландов существовали свои особенности, но было заложено магистральное направление политического развития.

Все эти новые элементы политической жизни сочетались со старыми традициями, которые обязывали правителей советоваться со своими вассалами, а это приводило к новому институту, штатам, т.е. собранию делегатов, которые представляли главные политические и экономические силы страны. Церковь в Нижних странах не была ни тем, ни другим, поэтому духовенство не принимало участия в ассамблеях штатов и не было нигде представлено.

Уже в середине XIVв. штаты приобрели громадную силу. Представительные органы возникли также во Франции и в Англии, но во Франции они были вскоре уничтожены, а английский парламент более века завоевывал свои права. В Нидерландах же рост влияния штатов шел быстро и беспрепятственно. Изменения произошли лишь тогда, когда правившие династии вымерли и им на смену пришли иностранные династии (формально испанские, но фактически немецкие Габсбурги).

Постепенно ассамблеи штатов превратились из группы финансовых заимодавцев и советников в представительские организации, которые заняли место рядом с центральной властью, принцами. Соотношение их сил определяло политическую структуру власти, например, в Брабанте во времена слабого принца Венцеля практически вся власть принадлежала штатам. В развитии либеральных социальных институтов Нижние страны были впереди южных и восточных соседей благодаря сохранению прежних вольностей, но главным образом благодаря активной деятельности, вызванной условиями обитания, деятельности, быстро развивавшей сознание людей и культуру народа

Во второй половине XIVв. политический статус Нижних стран претерпел значительные изменения: иностранные династии заменили отечественные, и Нижние страны оказались в составе Бургундии— буферного государства между Францией и Германией. Главой Бургундии был герцог Филипп II.

Управление каждой провинцией Нидерландов было делом не одного принца, а главным образом ассамблеи штата. Самым важным фактором процесса объединения Нижних стран было отношение ассамблей штатов к вхождению одной провинции за другой в состав Бургундии. Во всех случаях большинство в ассамблеях штатов было за присоединение к Бургундии. Каждая провинция хотела оставаться независимой, и нигде не было желания объединяться, но при гарантированной внутренней автономии федерация отвечала желаниям большинства жителей. Условиями вхождения каждой провинции Нижних стран в состав Бургундии были сохранение полной административной независимости и отсутствие любых обязательств участия в политических или военных предприятиях герцога без согласия ассамблеи своего штата. Примеров, когда одна или более провинций отказывали герцогу в снабжении войском или деньгами—множество. В период правления бургундийцев и сменивших их Габсбургов штаты никогда не колебались. Это стало одной из глубинных причин восстания против испанского короля Филиппа II в XVIв.

Так, в каждой провинции Нижних стран не стало персонифицированных правителей. Каждая провинция имела договор на управление лично с герцогом Бургундии. Герцог назначал своего представителя из числа богатых местных аристократов для председательствования на суде, в ассамблее штата, для командования войсками и т.п.

Административная система Бургундского федеративного государства была копией французской, что не удивительно, если вспомнить, что герцоги Бургундии всегда считали себя отпрысками французской королевской семьи. Начиная с бургундского периода истории Нижних стран, феодальные концепции и институты стали внедряться в политическую организацию Нижних стран, создавая напряжение, которое вылилось в конце XVIв. в революционный взрыв. В XIVв. принцы правили в Нижних странах с помощью личных советников, а когда возникала необходимость, советы дополнялись известными людьми. Расширенный совет стал ассамблеей штата, т.е. институтом, обладавшим своими собственными правами; а узкий круг советников при принце превратился в институт без точно определенных функций. Но и при этом такой совет оказался очень полезен для провинциальной администрации. Дело в том, что бургундский герцог не мог брать с собой расширенный совет провинции туда, куда направлялся он сам, но не мог существовать без советников, нужных ему для решения задач, находившихся в его компетенции. Решение было простым: все провинциальные советы были удвоены, и один совет следовал за герцогом Бургундии, а другой оставался в своей провинции и решал местные проблемы. Следствием было подчинение местных советов совету при герцоге. Так возник Великий совет, который возглавлялся премьер-министром герцогства. Вскоре герцог Филипп убедился, что возить с собой целый караван повозок и карет невозможно, и определил постоянное место пребывания Великого совета, который стал обычным административным органом.

Возникновение этих советов не было значимым событием, однако важным был принцип этих новаций: с тех пор и впредь администрация провинций стала безличной. Это утвердило норму культуры, согласно которой провинции имели свои собственные индивидуальности, которые нельзя было смешивать с персоной их правителей. В силу необходимости управление перешло в руки профессиональных администраторов, т.е. людей, знавших церковные законы и римское право. Но римское право никогда не действовало в Нижних странах. Никакие другие законы, кроме законов, основанных на национальных обычаях и вытекавших из старогерманских правовых принципов, не принимались в судах во внимание, хотя римское право широко изучалось. Только в XVIIIв. римское право официально было принято в судопроизводстве, но и то только в тех случаях, когда обычное право не давало законы, которые могли быть применены. Так что распространенное утверждение о том, что римское право породило индивидуалистическую культуру, на поверку оказывается неприменимым к североморской культуре.

Города конфликтовали с новыми центральными органами и стали направлять в них оплачиваемых ими чиновников, знавших законы. Этим чиновникам поручалось защищать обычаи и свободы, которые подвергались яростным атакам со стороны правительственных органов. В 1477г. провинция Голландия начала обсуждать вопрос о назначении постоянного адвоката для защиты ее интересов, но только в 1525г. первый такой оплачиваемый адвокат был назначен.

В Нижних странах существовал нескончаемый конфликт между юристами бургундской администрации и представительными группами из народа. Юристы заставляли подчиняться самовольных людей чужеземным законам, что порождало напряжение, и в 1461г. в епископате Льежа, точнее, в той его части, где говорили по-голландски, вспыхнуло восстание. Восставшие выслеживали и убивали всех юристов, обвиняя их в высасывании крови из людей посредством иностранных законов.

Итак, в целом федерация была поддержана населением, хотя по источникам права были сильные трения между населением и правительством. Желая сэкономить время и деньги, герцог ФилиппII вместо того, чтобы ездить по провинциям, в 1463г. в Брюгге созвал ассамблеи штатов на общее заседание. Но Генеральных штатов, наподобие французских, не получилось, потому что во Франции они собирались ради объединения «духовенства, аристократии и городов», трех слоев общества, а в Нижних странах—для объединения вертикальных структур, каковыми являлись отдельные провинции. Генеральные штаты в Нижних странах остались формальностью, так как властные полномочия имели только провинциальные ассамблеи. Обычно герцог выдвигал требования общему собранию всех асамблей штатов, а переговоры затем велись с ассамблеями штатов каждой провинции по отдельности.

Отсутствие единства ослабляло Бургундию, поэтому герцог Филипп II действовал в Европе осторожно, но, конфликтуя с Францией и будучи союзником Англии, одновременно присоединял западные феодальные владения Германии. Его сын Карл Смелый был прямой противоположностью отцу. В 1477г. он погиб в сраженье, а Бургундия была расчленена. Единственная дочь Карла Смелого унаследовала Нижние страны, единство которых всячески укреплялось ради независимости от Франции и Германии. Эти усилия совпали с желанием правящих верхов Нижних стран держаться сообща. Ассамблеи, как и прежде, хотели получить новые хартии, гарантировавшие им полную региональную независимость, но в то же время они хотели иметь общую хартию для унификации всех провинций и требовали, чтобы им было позволено собирать Генеральные штаты в любое время без созыва их принцем, чтобы назначения в Великий совет совершались под их контролем и определенное количество мест в нем было отдано каждой провинции. Ассамблеи не возражали более против центрального правительства, но искали способ, как сделать его «своим».

Герцогиня Мария вышла замуж за Максимилиана Австрийского, сына императора Святой Римской империи, что привело к смене династии, претендовавшей на власть в Нижних странах. Спустя 5 лет после брака Мария Бургундская в возрасте 24 лет умерла. Непрерывными бунтами население Нижних стран создало невыносимую обстановку чужестранному правителю. Максимилиан, хотя и стал регентом своего четырехлетнего сына, который рассматривался как «естественный» наследник, был грубо выставлен из страны. Генеральные штаты после некоторых колебаний признали его регентом, но при условии, изложенном ими абсолютно ясно, а именно: только для воспитания их (Генеральных штатов) политических взглядов. Генеральные штаты заключили мир с Францией и ради вящей уверенности в необратимости событий передали маленькую дочь Максимилиана в руки его смертельного врага, короля Луиса; они же решили, что герцог Бургундский не стоит того, чтобы за него драться. Генеральные штаты предупредили Максимилиана, что они не будут воевать ради политических маневров регента и платить налоги Габсбургской династии. Они обвинили Максимилиана в ограблении страны и вывозе их богатства в Германию. Спустя много лет Максимилиан, получив корону в Германии, вернулся в Нижние страны; придворные поэты воспели его как наследника Цезаря, но он был предан суду гильдиями Брюгге. У него на глазах были казнены его друзья, и он сам, император, был поставлен на колени перед алтарем на рыночной площади в Брюгге и поклялся, что никогда не будет мстить за перенесенные оскорбления. После освобождения он нарушил клятву, и по всей Фландрии, Брабанту, Голландии и Утрехту вспыхнул бунт, который возглавил принц Филипп из Клеве. Он призвал всех жителей Нижних стран объединиться против Габсбургов, которые планировали включить Нижние страны в Австрийскую империю. «Нидерланды,—провозгласил принц Филипп,—принадлежали только Богу и солнцу, и никаким королям и императорам». Это было еще одним толчком к отделению Нижних стран как от Франции, так и от Германии.

У читателей может возникнуть естественный вопрос: неужели сильные армии Франции, Австрии и других стран Европы не могли подавить малочисленный, раздираемый внутренними противоречиями народ? Но каждый раз, когда Нижним странам грозила опасность, народ объединялся, и нидерландцы сами разрушали созданные многовековым трудом плотины. Так было и в XVIв. в период борьбы с испанцами, и в XVIIв., когда стране угрожало французское нашествие. Бросить своих солдат, закованных в латы, в такую западню мог только безумец.

В 1494г. регентство Максимилиана кончилось, и его сын Филипп стал герцогом Нижних стран. Он был целиком под влиянием нидерландского окружения. Им, 16-летним подростком, управляла высшая аристократия. Их политикой был мир с Францией, восстановление торговли с Англией и полное игнорирование Германии. Они были безразличны к бургундскому наследству. Не быть втянутыми в большой европейский конфликт—вот была их высшая цель. Во внутренней политике они стремились к умеренно централизованной монархии, при которой власть распределялась бы между принцем и ассамблеями штатов. То, что молодой герцог Филипп был наследником трона в Вене и императорской короны, вселяло в них только страх. Герцог Филипп нужен был им только как «национальный» принц. Но судьба распорядилась иначе.

Герцог Филипп женился на третьей дочери Фердинанда Арагонского и Изабеллы из Кастильи. Четыре года спустя все претенденты на испанский трон умерли, а Филипп стал наследником не только Австрии, но и Испании, Неаполя, Сицилии и Америки. Его линия поведения тотчас же стала определяться не интересами Нижних стран, а династическими испанскими проблемами. Например, выгодное коммерческое соглашение с Англией было волюнтаристски разорвано и заключено новое, более выгодное для Англии, ради союза Испании с Англией против Франции. Генеральные штаты, которые не жаловались на отмену многих привилегий, вырванных у Марии и Максимилиана, мигом захлопнули свои кошельки перед перспективным королем многих стран. «Никаких денег для династических войн»,—было мгновенной реакцией высших классов провинций. Но в 1506г. герцог Филипп умер, и все унаследовал его сын Карл. Пока он был малолетним, Нижними странами управлял номинально Максимилиан, как регент, но на самом деле его дочь Маргарета, как «управительница». Она учитывала интересы Нижних стран, возможно, под воздействием сильной оппозиции аристократии. Карл был провозглашен герцогом в 15 лет, и после этого аристократия могла проводить свою традиционную политику еще некоторое время. В 16 лет Карл стал королем Испании, Неаполя и Америки, а в 19—императором, начав свою карьеру, в которой Нижним странам отводилась второстепенная роль.

Император Карл V был последним «естественным» принцем Нижних стран. Почти всю оставшуюся жизнь он провел за пределами родины. При его правлении Нижние страны были международно признаны как Объединенные провинции. В отсутствие КарлаV Нижними странами управляло его правительство, состоявшее из высшей аристократии. Представители аристократии были губернаторами провинций, советниками и командовали войсками. Один человек, как правило, совмещал службу в нескольких таких конторах одновременно. Техническая административная работа выполнялась людьми из числа джентри (нетитулованное малоземельное дворянство), бюргеров, обученных своему делу юристов и членов церковной иерархии. Скучные и сложные проблемы административной работы и финансов были не по вкусу высшей аристократии, которая к тому же с негодованием отвергала влияние простонародья на высокую политику. Понимая, что одной высокой политикой не обойтись, КарлV декретом 1531г. разделил Великий совет на две части: Секретный совет для административной работы и Государственный совет, небольшую группу персональных советников высокого ранга, для вопросов общей политики. Административное руководство и финансы тем самым были обеспечены, но неизбежным следствием стала монополия высшей знати на политические решения. Знать к тому времени считала себя защитником страны в силу своего командного положения в конной милиции, рекрутировавшейся из числа джентри и содержавшейся за счет Генеральный штатов. Такая концентрация власти в руках высшей аристократии не могла состояться без борьбы.

Непрерывные, систематические противоречия между центральной феодальной властью и местными капиталистическими институтами вылились в скрытый, но всегда существовавший конфликт между представителями императора и народом. Монархия была лишь шаткой федерацией автономных провинций, нацеленных на независимость, а каждая провинция была не более, чем союзом городов и сельских районов, чьи интересы чаще конфликтовали, чем находились в гармонии. При Карле V, как правило, отсутствовавшем в регионе, провинцию в качестве политической единицы представляла ассамблея штатов, а не монарх. Штаты естественно развились в постоянно действующие институты, жизненно важную часть правительственной системы со своими собственными чиновниками и собственными фондами. Чиновники центрального правительства рассматривались как представители инородной, иностранной власти.

Убеждение, что штаты не только представляют, но и есть провинция, было особенно сильным на северо-востоке Нидерландов, вовсе не знавшем феодализма. Хотя и покоренные силой, штаты этих провинций взяли за правило утверждать, что они признали КарлаV своим принцем свободно, по собственной воле, по особому контракту с Габсбургами, который налагал на обе стороны особые обязательства. В 1533г. Карл V попытался учредить Совет провинции Оверэйссел и отнести многие проблемы к компетенции Совета как кассационного суда. Штаты Оверэйссела заявили, что о таком институте никогда никто не слыхивал и просто проигнорировали его существование. В провинции Гелдерланд возникла такая же борьба. Штаты провинции приняли Совет по «контракту» с Карлом, но обвинили эту организацию в нарушении их привилегий. В 1560г. члены штатов образовали альянс для того, чтобы дать отпор нововведению короля. Они даже назначили особый комитет для проверки законности каждого акта Совета, и каждый раз, когда королевские чиновники пытались упомянуть о «писаных законах», т.е. о римском праве, возникала буря протестов.

Общий фронт, образованный против Карла V, отнюдь не означал союза провинций или штатов. Каждая провинция была сценой конфликтов интересов, да так часто эти конфликты сопровождались насилием, что страна оказывалась на грани гражданской войны. Кроме того, в конце Средних веков существовал постоянный антагонизм между светским миром и духовенством. Проступки негодных представителей духовенства и их злоупотребления духовной властью вооружили светских людей в их борьбе против привилегий священников. И все же такие злоупотребления вызывали ярость горожан в меньшей степени, чем конкуренция монастырей в торговле вином и пивом, в производстве и продаже одежды и домашней утвари вне гильдий и ниже ими фиксированных цен. Городами все больше и больше овладевала тревога из-за угрозы их свободе и постепенного, но неуклонного стяжательства земель духовенством. Для исправления положения в ответ на многие такие жалобы издавались новые и усиливались существовавшие законы: внутри городских стен было запрещено законом передавать владения церкви. Закон запрещал распространять юрисдикцию церковных судов на граждан, не связанных непосредственно с церковью и т.п.

Конституционные позиции духовенства были слабыми. Только в провинции Утрехт духовенство было сильно представлено в ассамблее штатов. Во Фрисландии и Зеландии его голос еще был слышен. Все остальные же ассамблеи штатов состояли сплошь из светских лиц. Духовенство реагировало вяло, зная, что правительство поддерживает светскую власть.

Городским, деревенским, торговым и цеховым общественным фракциям с их индивидуальными правами противостояли профессиональные правительственные чиновники в Брюсселе. То были юристы, знавшие римское право и полностью убежденные в законности прав принца на абсолютный суверенитет. Они презирали традиционные институты и несовершенство древнего обычного права, вмешивались в отправление правосудия сельскими джентри, перечисляя письменно так много замечаний, как только было возможно провинциальным судам, где рассматривались дела, и только профессиональный судья мог найти выход из лабиринта ордонансов и статутов. Они агитировали против привилегий провинций, городов, районов, которые, однако, ревниво защищались, тщательно собирались, переписывались и вверялись заботам чиновников ассамблей штатов. Государственный прокурор Голландии в этих условиях стал в середине XVIв. главным архивариусом провинции. «Странно,—заявили однажды штаты провинции Оверэйссел,—что наш принц стал учреждать должности, о которых люди никогда ничего не слышали, и порядки, никогда не допускавшиеся штатами провинций». В то же время в Утрехте чиновники императора разводили руками: «Уму непостижимо, Его Величеству Императору и его слугам не позволено наказать одного из своих подданных, даже из духовенства, без согласия других подданных Его Величества». В этих двух заявлениях отражается одна из сторон конфликта, который перерос в революцию во второй половине XVIв.

В 1555 году вместе с троном Филипп II унаследовал войну с Францией на южной границе Нижних стран. Война, пусть и победоносная, расстроила финансы, и Филипп стал добиваться от Нижних стран денег. Генеральные штаты согласились раскошелиться, но только с условием, что деньги рассматривались как общественный фонд, а не собственность короля. За этим стоял вопрос, будут ли провинции самоуправляемыми и независимыми или они покорятся монаршей воле. По мнению Генеральных штатов, Нижние страны должны были вести собственную внешнюю политику нейтралитета, находясь в составе испанской империи, а внутреннее устройство поддерживать в соответствии с национальными традициями. По этим причинам Генеральные штаты соглашались выделить деньги при условии их целевого использования для защиты страны. Более того, они не соглашались на использование даже части средств на оборону других частей испанской империи. Наконец, они изложили свое мнение о том, что должно быть сделано против посягательств инквизиции на судопроизводственные прерогативы провинций.

Филипп II, носитель феодальной культуры, заносчивый монарх, не ожидал такого оборота дел. Он поступил так, как привык действовать в Испании, добиваясь успеха. Были введены тяжелые налоги, но отдельные аристократы от них освобождались и даже ранее уплаченные налоги им возвращались. А чтобы умиротворить жителей Антверпена, были выпущены на свободу пять протестантов. Но это не помогло, и Филипп в соответствии со своими феодальными представлениями, стал раздавать аристократии высокие ордена, большие суммы денег, большие чины в Государственном совете, назначать губернаторами провинций и даже командующими испанским гарнизоном. Аристократы индивидуально принимали все назначения и ордена, кроме командования испанскими отрядами, но хотели знать, какое реальное влияние в правительстве они будут иметь. Генеральные штаты потребовали от короля национальное правительство, национальную армию и национальную полицию. Конфликт разрастался.

В 1559г. Филипп II получил от Папы Римского декрет, который был, по сути конкордатом с королем, определившим положение католической церкви в Нижних странах. Согласно этому документу, кандидатов в епископы выдвигал король, и он же платил жалованье новым прелатам. Штаты провинций подвергли сомнению право короля платить из средств провинций. Ничего подобного не предусматривалось «контрактом», по которому северо-восточные провинции признали Карла V, а потому провинции настаивали на незаконности конкордата. Кроме того, конкордат предписывал объединить некоторые старинные монастыри с епископальными доменами, это автоматически делало назначенных королем епископов членами ассамблей штатов. Это было насилием над Нижними странами, так как ставило под угрозу независимость ассамблей штатов. Случись такое, и церковь стала бы государственным институтом. Архиепископом король назначил главного политического советника правительства Гранвиля.

Покидая Нижние страны, Филипп передал управление своей сестре Маргарете и Государственному совету, но внутри совета назначил внутренний совет, состоявший из трех человек, среди которых был назначенным тот же Гранвиль. Все решения готовились королем, Маргаритой Пармской и Гранвилем. Совмещение высших церковного и государственного постов одним лицом соответствовало представлениям Филиппа II о высших принципах административного устройства. Но это шло вразрез с представлениями жителей Нижних стран, согласно которым церковь перестала быть Господней и пала до мирской. Антагонизм между королем и его подданными стал неразрешимым: либо монархия, либо конституция—так встал вопрос.