Иконокласт и начало освободительного движения.

С октября 1565 Хендрик ван Бредерод вместе с младшим братом Оранжского и некоторыми другими аристократами собирают т.н. Компромисс. Это движение протестантов и симпатизирующих протестантизму людей, в первую очередь, средней и обедневшей аристократии, которые пытались добиться мира между католиками и еретиками. 5 апреля 1566 года около двух сотен человек из самых разных частей Нидерландов, под предводительством Бредерода, предстали перед Маргаритой Пармской и передали ей "Прошение о компромиссе", в котором жестко порицалась инквизиция и требовалось убрать ее из Нидерландов. Также в документе есть следы скрытой угрозы, что, если требование не будет удовлетворено, просящие готовы взяться за оружие. Именно тогда впервые появилось название "гезы" (geuzen), т.е. "нищие" или "просящие подаяния". Петиция требовала убрать только инквизицию - в ней ничего не говорилось ни о короле, ни о королевской администрации, ни о церкви. Маргарите ничего не оставалось, кроме как дать ход прошению: в королю отправилась группа просителей, и на это время Маргарита остановила все "антиеритические" мероприятия. Бредерод победоносно разъезжал по провинциям, собирая под документом все новые и новые подписи. С лета 1566 года все больше и больше прихожан выходило на улицу, на "открытые проповеди", которые устраивали кальвинисты. В течение пяти месяцев это движение охватило все Нидерланды от Фландрии до самого севера. 10 августа на западе Фландрии толпа после проповеди ворвалась в собор, потом разгромила ближайший монастырь. Началось движение иконокласта. Беснующиеся толпы громили храмы и разоряли монастыри. Отторжение общества от собственной религиозной культуры в таких масштабах было невероятным - такого еще не было никогда. Важно, что взрыв иконоборчества 66 года никак не затронул городские или королевские власти, народ не грабил лавок и домов. Это была чистая и яростная атака на Церковь как она есть. Когда 21-22 августа толпа достигла Антверпена, им открыли ворота, и они с криками "Да здравствуют гезы" вошли в город, во всех 42 соборах уничтожили росписи и картины, разбили статуи, вышвырнули на улицу все ценное. Безумство продолжалось и днем, и ночью. Затем толпа двинулась в другие города. С конца августа, в особенности, в северных регионах, толпа несколько организуется - во главе ее выделяются знатные и уважаемые люди, которые более-менее решают, куда идти и что делать.

В тех регионах, где население хоть как-то поддерживало католическую церковь, городские власти мобилизовывали милицию, которая быстро подавляла или вообще предотвращала иконоборчество, как и распространение протестантских конгрегаций. Наличие таких католических "прибежищ" еще скажется в дальнейшем. Если в городе оставалось хотя бы сколько-то католических сил, протестанты, даже весьма многочисленные, ничего не могли сделать: и центральное правительство, и городская администрация, как правило, были против них.

Важно, что на всплеск иконокласта католическая церковь отреагировала вяло, по большей части - на юге. (В Амстердаме основное большинство протестантов было кальвинистами, лидером которых был купец Laurens Jacobs). Решающим моментом для Амстердама, как и для остальных городов, было то, какую сторону примет милиция, потому как именно она представляла закон и порядок в городе. Если милитанты отказывались выступать против иконоборцев и открывать по ним огонь, городские власти были бессильны. А открывать огонь они отказывались почти во всех случаях.

Как правило, католические священники либо успевали бежать, либо вообще присоединялись к восставшим.

В августе-сентябре Бредерод, который фактически был инициатором движения, попытался сдержать или хотя бы как-то обуздать насилие и предоставил своих людей для защиты некоторых монастырей. Многие магнаты, потрясенные происходящим, предложили Маргарите Пармской помощь в обмен на то, что она согласится сохранить протестантские службы там, где они уже есть. По Соглашению 23 августа 1566 года Лига Компромисса была распущена. В этот момент казалось, что удалось достигнуть мира с Короной. И в этом раскладе больше всех выигрывал Оранжский.

Государственные войска, нанятые Маргаритой Пармской и магнатами, которые были на ее стороне, начали притеснять протестантов в Валлонской провинции в декабре. Состоятельные люди были готовы открытой борьбе, начали собирать деньги и людей и склоняли города на то, чтобы присоединиться к борьбе. В этот момент оказалось, что Оранжский оказывается главным претендентом на то, чтобы возглавить сопротивление. Но он не мог принять определенного решения, а другие магнаты, котоыре были на его стороне (Эгмон, Горн и Хоогштратен) не собирались выступать против короля и убеждали его, что восстание безнадежно. Бредерод активно ратовал за войну, но в марте 67 года были разгромлены основные силы кальвинистов в Валлоне и неподалеку от Антверпена. К апрелю Бредерод также оставил надежды на победу. Уже до прибытия Альбы повстанческое движение было разобщено и разрознено. Вместе с этим пошел обратный процесс - кальвинисты возвращались в католичество, протестантские службы закрывались, а проповедникам приходилось уехать. Лидеры восстания, включая Оранжского, поспешили укрыться в фамильных замках или в соседней Германии.