«Великая научная идея редко внедряется путем постепенного убеждения и обращения своих противников, редко бывает, что «Саул становится Павлом». В действительности происходит так, что оппоненты постепенно вымирают, а растущее поколение с самого начала осваивается с новой идеей – пример того, что будущее принадлежит молодежи»

Макс Планк. Происхождение научных идей

Развитие культуры, науки и искусства в XVI веке – это, по сути, переход от Возрождения, от гуманизма и Реформации, от остатков средневекового мировоззрения к перспективе Нового времени, новой науки, новой культуры и, что важнее, нового типа мышления. Но эти изменения не происходили быстро; каждому открытию человеческого разума противостояли мощные силы: невежество масс, суеверия, вера в ведьм и колдунов, призраков и духов, вера в нерациональность познания. Это была эпоха великой борьбы идей, в результате которой мы получили такое парадоксальное явление, как современное общество, самоуверенное и одновременно уязвимое, всеобъемлющее и в то же время тупиковое.

XVI век был эпохой контрастов. С одной стороны, толпы людей с тревогой вслушивались в пророчества Нострадамуса, искали тайный смысл в его словах. По всей Европе те, кто называли себя магами, тайком читали древние и страшные книги, надеясь на то, что «язычок пламени, выходящий из одиночества, приносит успех тому, кто верит не напрасно». Это было время расцвета астрологии и алхимии, богословия и второй схоластики, метафизики, трактатов о колдовстве, зашифрованных поэм о конце света, книг по демонологии, сборников заклинаний и процессов над ведьмами. Магия, договор с Дьяволом, доктор Фауст представлялись такими же реальными, как и сосед напротив.

Но в то же самое время появляются винтовки и пистолеты, ежедневные газеты, телескопы и первые обсерватории. Книгопечатание приводит к широкому распространению однотипной информации, а книги становятся общеевропейским достоянием. Развиваются астрономия и математика, анатомия и зоология, картография и география, металлургия и геология, инженерия. Появляются первые научные издания и сообщества. Всю Европу охватили почтовые и курьерские службы, основы бухгалтерского учета из Италии быстро стали общеупотребительной практикой. Художники исследуют перспективу, ищут золотое сечение и пытаются сформулировать законы структурирования пространства. Писатели-гуманисты изучают человеческое общество, законы истории и морали, а поэты – тайны человеческого духа и природы.

Да, это были интересные времена. Научные знания еще не были настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог провести эксперимент и совершить открытие, которое в дальнейшем могло перевернуть всю картину мира. Но в то же время мир еще не мыслился полностью рациональным, в нем всегда оставалось место для неведомого и непознаваемого.

Мы хотим, чтобы игроки смогли погрузиться в отличную от современной ценностную и понятийную систему XVI века, проследить, понять и прочувствовать то распутье, на котором оказалась культура Европы в это время – и выбрать свой собственный путь в науке или инженерии, философии или магии, искусстве или книгопечатании.

На нашей игре будут:

- соответствующая реальным теоретическим и техническим задачам XVI века, но в то же время понятная и адекватная модель развития науки и инженерии;

- персонажи, имеющие исторических прототипов, и персонажи в развитии (ведь, как мы уже писали, открытие мог совершить любой человек);

- типографии;

- специальная научная газета.

Чего на игре не будет:

- «университетского катка»*;

- задачек с олимпиад**.

*  Под «университетским катком» понимается ситуация, когда вокруг какого-либо университета на игре формируется сообщество, занимающееся поточным решением научных задач. Такая ситуация не соответствует историческим реалиям: подавляющее число университетов вплоть до XIX века было церковными организациями и занималось юриспруденцией, медициной и богословием.

**  Мы не будем моделировать научную деятельность решением задач с современных олимпиад по математике, физике и т.п. Все задачи будут формулироваться в системе понятий, доступных науке XVI века, возможно с привлечением астрологических и алхимических терминов. Решением технических задач всегда является действующая модель – механическая, оптическая или химическая.