Раздирающая Францию гражданская война в 1566м году как будто приутихла. Но противоречия не разрешены, и по-прежнему ходят слухи о расправах и бесчинствах в разных районах страны.
С 1559 года во Франции установлен Синод пресвитерианской церкви (гугенотов). Его последователи - представители различных классов населения, в том числе таких аристократов как принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи, Генрих Наваррский. Во главе радикальной католической партии - семейство герцогов Лотарингских де Гизов. Существует умеренная партия католиков, выступающая за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. Наличие сторонника этой партии - Мишеля де л'Опиталя - в Королевском совете пока что еще позволяет удерживать либеральную политику в религиозном вопросе. Последние три года продолжаются стычки между католиками и протестантами. Не смотря на формальный мир, конфликт остался неразрешенным.
Вопросы вероисповедания гугенотов корона регулирует эдиктами, которые в реальности не обеспечивают безопасности ни одной из сторон религиозного конфликта, однако предоставляют права хотя бы de jure.

В 1562 г. был издан эдикт, разрешавший протестантам свободу богослужения вне стен города, а внутри них дававший право собраний в частных домах. Этот документ сильно обострил отношения между враждебными религиозными партиями. Первая религиозная война длилась два года и завершилась в 1563. Подписанный эдикт о мире, названный Амбуазским, содержал менее благоприятные, по сравнению с эдиктом 1562 г., предписания. Эдикт сохранял свободу вероисповедания, но право на "свободные" богослужения полагалось только имевшим полные феодальные права дворянам в их владениях. В городской черте, то есть для большинства городских протестантов, оно было сильно урезано, так как впредь лишь один город в каждом низшем административном округе мог иметь протестантский храм вне его стен. Именно этот эдикт регулирует права гугенотов на вероисповедание в 1566.
 В 1559 году в результате несчастного случая скончался король Генрих II. Через год  его сын Франциск II. В 1560 году королева Екатерина Медичи становится регентшей при малолетнем Карле IX. На момент игры на троне король Франции Карл IX  из династии Валуа, второй сын Генриха II и Екатерины Медичи. В реалиях ролевой игры Карл IX, как некоторые другие персонажи, будет немного старше, чем в истории - ему будет 19 лет. Екатерина Медичи более не является регентом, однако, как и прежде, имеет сильное влияние на сына.
Помимо них во  дворе не остаются незамеченными:
- Генрих III, герцог Ангулемский, герцог Орлеанский, герцог Анжуйский - младший брат короля, 18 лет. Он является претендентом на престол в случае отсутствия прямых наследников у Карла IX.

- Маргарита де Валуа (Королева Марго), дочь Генриха II и Екатерины Медичи, 17 лет. Идут переговоры о ее браке с Генрихом Наваррским.
- Эркюль Франсуа де Валуа, 16лет, герцог Алансонский, затем герцог Анжуйский   младший сын короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи.
 -  Генрих Гиз. Дом Гизов самый влиятельный, после Валуа.
- Принц крови Луи де Конде.
Королевский совет:
 - Жан де Монлюк, епископ Валанский
 католики: кардинала Лотарингский и граф де Невер
протестанты:  принц Конде и  Франсуа де ла Рошфуко.
И сторонник умеренной политики - Мишеля де л'Опиталь

Семь лет назад Генрихом II подписано мирное соглашение Като-Камбрези, положившее конец длительному периоду войн между Францией, Италией и Англией. Соглашение было подкреплено помолвкой тринадцатилетней принцессы Елизаветы (дочери Генриха и Екатерины) с тридцатидвухлетним Филиппом II Испанским.
В декабре 1560 года в Орлеане были созваны Генеральные штаты, при открытии которых Мишель л'Опиталь потребовал от регентши умеренности в религиозных вопросах и призвал вспомнить об основах христианства, общих для католиков и протестантов.

 Надеясь примирить стороны, Екатерина Медичи высказала идею о национальном Синоде.  Синод собрался в 1561 г. в рамках следующего заседания Генеральных штатов (это заседании известно как коллоквиум в Пуасси). Католиков представлял кардинал Карл Лотарингский, генерал Ордена иезуитов Лене, протестантов - самый известный после Кальвина священнослужитель, Теодор де Беза. Однако, в ходе заседания Синода конфликт только усугубился. Не желая обострять отношения с протестантами, Екатерина Медичи проявляла благосклонность к протестантской знати и позволила ввести в обучение своих детей определенные элементы нового учения.

 В подкрепление этой либеральной политики в 1561 году был издан эдикт, предоставляющий протестантам свободу богослужения вне стен города. Это привело к тому, что давние соперники по католическому лагерю - коннетабль Анн де Монморанси, герцог Франсуа де Гиз  и маршал Сент-Андре - объединились в триумвират с целью защиты католичества, монархии и Франции.
 Конфронтация между гугенотами и католиками усилилась. Катализатором послужило то, что Франсуа де Гиз со свитой, пытаясь разогнать протестантское богослужение в деревне Внеси,  убил более шестидесяти гугенотов. В Париже он был встречен как герой. После этого инцидента лидер французских протестантов принц Конде начал открыто вербовать солдат.  Так началась первая религиозная война, которая продолжалась 2 года. Обе стороны несли тяжелые потери. Маршал Сент-Андре погиб, Франсуа де Гиз был предательски убит, коннетабль Монморанси попал в плен к гугенотам, а принц Конде - к католикам.
 В условиях, когда обе армия оказались фактически обезглавлены, Екатерина Медичи начала мирные переговоры, в результате которых был заключен так называемый Амбуазский мир. Его условия не устраивали в полной мере ни католиков, ни протестантов, но, тем не менее, он позволил сохранять некоторый паритет. Согласно этому эдикту, несмотря на признание свободы вероисповедания, право на отправление культа давалось только имевшим полные феодальные права дворянам в их владениях. В низших административных округах только один город мог иметь один протестантский храм вне его стен, что затрудняло или лишало протестантов в городах возможности отправления культа.
 В 1566 году определяющим религиозным уложением во Франции по-прежнему являются условия Амбуазского мира.
 В целях укрепления авторитета власти и демонстрации королевского величия, Екатерина Медичи и Карл IX планируют совершить поездку по провинциям.