Испания, 2-я половина 16 в.

Мужской дворянский костюм.

Основными чертами, присущими мужскому костюму 2 половины 16 века, были четкость форм, достигаемая использованием жестких и полужестких каркасов, непластичных плотных тканей, и преимущественно темные тона.

Нижнее белье составляли камиза - рубашка из тонкой льняной ткари, часто с небольшой стойкой, украшенной рюшем, и похожим образом отделанными манжетами, а также нижние кальсез - брэ из той же ткани, что и камиза.

Хубон -  аналог французского пурпуэна - в это время приобрел свой классический вид. Стеганый, часто с "гусиным пузом", наглухо застегнутый, с высоким стоячим воротником, по краю которого крепился плоеный воротник, поначалу узкий, в виде рюша, а позже - широкая фреза на каркасе. Он украшался большим количеством мелких разрезов, галуном или вышивкой, мог расшиваться шнуром. Проймы обшивались плотными валиками( особенно, если хубон не имел рукавов или они были откидными).

 Также. кроме хубона (под него), носили корпезелло - короткую, плотно облегающую куртку. Как пишет М.М.Мерцалова, обычно кальсес и корпезелло были одного цвета, хубон - другого.

Форма штанов в этот период значительно усложнилась. Кальсес - верхние штаны - были грушеобразными, с ватной прослойкой, и украшались такими высокими вертикальными разрезами, что практически состояли из лент ткани, пришитых к подкладке. Спереди штаны имели жесткий клапан. Часть подкладки выпускалась из-под низа кальсес и при помощи лент соединялась с вязаными облегающими чулками.

Одновременно с кальсес на ватной подкладки носили и штаны с напуском, похожие на шаровары (носились они преимущественно людьми военными).

Что касается  головных уборов, то к середине столетия в моду вошли высокие шляпы из дорогих плотных тканей на жестком каркасе, иногда  украшенные шнурами, лентами и страусовыми перьями.

Обувь, наиболее часто носимая в этот период знатью - мягкие остроносые ботинки из бархата или парчи. у военных - кожаные сапоги.

Одежда горожан  представляла собой сильно упрощенный вариант одежды знати, без богатой отделки, лишенная присущей костюму знати жестких форм. Испанские шаровары до колен или подбитые ватой кальсез, хубоны с уменьшенным "гусиным пузом" и маленькой баской, кожаная обувь.

Крестьянская одежда мало чем отличалась от одежды позднего европейского средневековья - камизы из грубого полотна, длинные суконные куртки или безрукавные жилеты с поясом, разъемные кальсез, шляпы с полями.

Женский дворянский костюм.

Классический испанский женский костюм был призван отвлечь внимание от всего "земного", придавая своей обладательнице возвышенные черты. Каркасность его достигалась, помимо использования соответствующих тканей, при помощи корсета - металлического, сделанного фактически по образцу лат, на подкладке из льна, к которой пришивались маленькие валики, слегка приподнимавшие юбку на бедрах.

 

Под корсет одевалась рубашка из тонкого полотна.

Узкий лиф, уплощающий грудь, образовывал впереди острый угол. Юбка колоколообразно расширялась вниз, но не чрезмерно. Высокий стоячий воротник. как и на мужском парадном хубоне, по верху отделывался плоеным воротником. Верхние рукава платья - жесткие, с разрезом от локтя, в который продевалась рука в узком рукаве нижнего платья.В отделке платья применялась вышивка, галун, ювелирные изделия.

Прически были гладкими, на голове дамы носили и маленький бархатный берет, или жесткий высокий ток - маленькую шапочку. Головные уборы украшались жемчугом, драгоценными камнями, страусиными перьями.

Помимо моды на плоеные воротники в Испании существовала еще одна отличительная особенность костюма - пунтас. Это завязки из лент с металлическими наконечниками, широко использовавшиеся в женском костюме.

Костюм горожанок состоял из лифа и юбки. Лиф плотно облегал корпус, был или отдельной частью одежды, или составлял единое целое с юбкой. Вниз одевалась белая полотняная сорочка, на голову, выходя на улицу, женшина всегда одевала длинное покрывало, а поверх покрывала - шляпу с широкими полями.

Костюм крестьянки был еще проще - нижняя рубашка до середины икры, платье из льняной или шерстяной ткани, на голове - небольшой платок и шляпа с полями, на ногах - башмаки из мягкой кожи.

В отличие от костюма знатной дамы. костюм горожанки или крестьянки, по понятным причинам, не имел жестких форм.

Франция.2-я половина 16 в.

 Мужской дворянский костюм.

Французский костюм этого периода, несомненно, испытывал испанское влияние. Ушла мода на рубашки и пурпуэны с открытым воротом, уменьшился общий объем костюма, появились рукава с коротким буфом. Вошел в моду высокий стоячий воротник с рюшем по краю или же небольшой фрезой. Под пурпуэн одевали камизоль - узкую, плотно облегающую куртку с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами. Пурпуэн обрел низкую талию и выпуклый перед на стеганой подкладке.Стеганые рукава пурпуэна делали очень широкими вверху и резко суживающимися к запястью.

Поверх пурпуэна одевалась сэ - верхняя одежда свободного покроя, с большим квадратным воротником. Также распространен был кап - короткий плащ. Все дворяне мужского пола также обязаны были носить на левом боку шпагу на украшенной вышивкой и драгоценными камнями перевязи.

Штаны-чулки - шосс- - разделились на 2 части : о-де-шосс - верхняя, и ба-де-шосс - нижняя. О-де-шосс были чрезвычайно разнообразны - сборчатые, свободные, зауженные книзу,стеганые на вате и мягко драпирующиеся. Ба-де-шосс, как правило, были вязаными или кроились по косой из тонкой ткани для достижения наилучшего облегания ноги.

Из головных уборов наиболее распространены были барет и высокая  жесткая шляпа с неширокими полями.Король и его придворные также носили шляпы-ток, наподобие женских, украшенные страусиныи перьями и ювелирными изделиями.

Обувь  была плотно  облегающей ногу, остроносой, без разрезов, из кожи тонкой выделки или ткани.

Одежда католиков была выдержана в светлых, ярких цветах- белый, зеленый, синий, розовый. В противовес им костюм гугенотов был темных тонов и никогда не имел вычурной отделки.

Женский дворянский костюм.

 Начиная с 50-х годов, вырез верхнего платья – роб – затягивается тонкой, полупрозрачной тканью рубашки с воротником-стойкой, отделанным рюшем.Рукав сужается, вверху теперт рукав украшен пышным буфом. Появляется фреза.

Иногда сверху роб с нераспашной юбкой носят марлотт – французский вариант испанской ропы.

Ближе к концу столетия костюм значительно усложняется – удлиняется талия  и шнип (острый угол, образованный жестким лифом), валик на бедрах, поддерживающий юбку, располагают наклонно, иногда над юбкой. Поверх  валика на юбке теперь находится баска, заложенная складками. Рукав значительно расширен вверху и резко сужается к запястью, такие рукава назвали «окороками».

 

На голове у придворных дам – или пышная прическа, или изящный чепец.

Костюм горожан был прост и незатейлив - пурпуэн с заниженной талией без ватной простежки, с короткой баской, с отделкой валиками пройм, о-де-шосс из плотной шерстяной ткани обычного кроя, длинной до колена или укороченные, до середины бедра, бареты, остроносая обувь. У бедных горожан - рубашка из грубой ткани, поверх нее - куртка с длинным рукавом и валиками на проймах, о-де-шосс из плотной шерсти или льна, ба-де-шосс, туфли из толстой кожи.




Крестьянский костюм состоял из сшивных шосс с клапаном-брагеттом, без разделения на верхнюю и нижнюю части, суконной полуоблегающей куртки, нижней полотняной рубашки и брэ.

Нидерландский костюм, 2-я половина 16 в.

Нидерландский костюм испытывает влияние Франции и Испании, а так же сохраняет национальные, более легкие черты. Часто жесткие формы – фрезы, стеганые пурпуэны – соседствовали с мягкими, пластичными, в основном это относилось к верхней одежде. Для Нидерландов характерна меньшая разница между аристократическим костюмом и костюмом горожанина.

Мужской дворянский костюм.

Женский дворянский костюм.

Женщины оказались умереннее мужчин - приняв французскую моду, они отбросили все крайности, бывшие в ней.

В моде – вышивка blackwork, отделка мехом, золотым шнуром.

Костюм горожан, как и везде, являл собою смягченную версию костюма аристократов – менее дорогие ткани, упрощенный покрой. Однако часто в костюме состоятельного горожанина сохранялись черты испанских мод.  Фрезы, подобия ропильи – наряду с платьями из самой простой ткани, передниками.

Также у служанок и торговок часто встречается корсаж, одетый поверх юбки и полотняной рубахи, у которой воротник отделан оборкой.

Крестьянский костюм в первую очередь отвечал необходимости постоянно и активно двигаться, выполнять тяжелую работу.

Мужчины носили облегающие штаны с клапаном, иногда набивным и имевшим характерную форму, суконные короткие и длинные куртки, бареты.

Женщины – чепцы, полотняные рубахи, поверх которых одевалась юбка и корсаж., передники.

Английский костюм, 2-я половина 16 в.

Мужской дворянский костюм.

Костюм аристократии в Англии находился под значительным влиянием французской моды.

Узкие штаны во 2-й половине 16 века уже разделились на аппа-стокс – верхнюю часть,  и незер-стокс - нижнюю.Аппа-стокс были узкие, выше колен, широкие. Они также могли быть набивными.

Дублет стал верхней одеждой, обрел баску и рукава. Поверх дублета одевался джеркин, к тому времени из просторной верхней одежды превратившийся в подобие испанского хубона. Он мог быть как из ткани, так и из кожи.

Женский костюм.

Лиф платья стал вытянутым за счет увеличения шнипа – до уровня середины бедра. Широкий плоский каркас юбки – фарзингейл – располагается наклонно, спереди его просто нет. Плоеный воротник обрамляет боковые стороны и спинку низко вырезанного декольте. Поверх юбки по форме фарзингейла делают складчатую или плоскую баску.

Платье обильно украшается мелкими разрезами, ювелирными украшениями, вышивкой.

Одежда горожан была удобна и практична. Женщины носили достаточно узкие платья, без валика на бедрах и фижм, на голове – либо чепец, либо шляпу с небольшими полями, часто передники. У служанок лиф часто был на шнуровке спереди, на плечи набрасывалась недлинная белая пелерина.

Крестьянский костюм был аналогичен таковому в Нидерландах.

 

 

Рекомендуемые ткани и отделка

Дворянство – тонкий лен и хлопок, парча (или ее удачная имитация). Галун, вышивка, бижутерия (имитирующая аутентичные украшения). Кружево – для воротников и манжет.

Горожане – лен, хлопок, шерсть. Вышивка – умеренно.

Крестьяне – лен, грубый неотбеленный хлопок, шерсть.

Не рекомендуется – ярко выраженная синтетика, подкладочная ткань в качестве верхней, ткани ярких цветов (нехарактерных для данного исторического периода).

Рисунок вышивки должен повторять аутентичные образцы или быть стилизован под них.

Образцы ткани и вышивки.

Полезные ссылки.

http://www.dragonbear.com/sample1.html - отличные образцы вышивки blackwork

www.wga.hu – крупнейшая Интернет-галерея картин

http://www.vam.ac.uk/ - музей Виктории и Альберта в Лондоне

Благодарим Ольху за предоставленные материалы и рекомендации