Король в представлении большинства испанцев – не просто человек, а символ. Символ страны, католической веры и власти. Недаром устойчивое именование королей: Rey Nuestro Seňor и Reina Nuestra Seňora (дословно переводится как «король, наш владыка» и «королева, наша владычица») аналогично именованию Бога (Dios Nuestro Seňor) и Девы Марии (Nuestra Seňora).
Более того, при дворе многие верили (или делали вид, что верят), будто именно от короля, от его поведения, набожности и проч. зависит вся жизнь страны, будь то успех сражения во Фландрии или прибытие Золотого Флота в Кадис. Жизнь королевской семьи была расписана буквально по минутам, а малейшее изменение установленных правил должны утвердить не только церемониймейстеры, но и представители церкви.
Каждое появление королевской четы на публике, будь то даже простой выход в церковь, оформлялось как небольшой, но пышный спектакль с заранее установленным сценарием.
В присутствии короля все мужчины, за исключением испанских грандов, снимали шляпы.
Повышать голос или затевать ссору в присутствии короля или королевы – верх неприличия, граничащий с кощунством и оскорблением величества.
При разговоре с королем или инфантом любой испанец, кто не является испанским грандом, встает на одно колено, пока его величество не разрешит подняться.
Король практически никогда не смотрит на собеседника: считается, что его взгляд устремлен в высшие сферы, недоступные простым смертным.
При разговоре с королевой или инфантой (кстати, на всякий случай – Анна Австрийская тоже инфанта Габсбургского дома) любой испанец, включая испанских грандов, встает на одно колено и стоит так на протяжении всего разговора (полчаса – значит, полчаса, час – значит, час).
Находиться в шляпе в присутствии королевы могли только официальные ухажеры фрейлин ее величества, находящиеся рядом со своими дамами (считалось, что они настолько поглощены предметом своей любви, что не замечают этого несоответствия этикету)
Любую вещь, будь то полотенце, бокал вина или драгоценное сокровище из Индий, королю или королеве следует вручать, став на одно колено.
(Замечу в скобках, для испанца это было вполне нормально. В конце концов, встает же он на колени перед распятием, а король – это, конечно, не бог, но уже и не вполне человек).
Впрочем, их величествам тоже приходилось нелегко. Кроме соблюдения протокола, они должны были сохранять на публике совершенно непроницаемое выражение лица, что бы ни случилось (включая пожар, потоп, взятие Бреды или переход Папы в мусульманство). И если иностранная принцесса, ставшая волей судеб королевой Испании, могла рассмеяться, скажем, над кривляниями шута, то про Его Величество Филиппа Четвертого, например, известно, что он за 40 лет правления изменился в лице считанное количество раз.


Гранд - третья ступень в иерархии испанской знати, после короля и инфанта.
Потомки самых древних и могущественных испанских родов.
Титул испанского гранда передается от отца к старшему сыну. К испанскому гранду и его наследнику следует обращаться "ваше сиятельство", к младшим сыновьям - "ваша светлость".
Кроме привилегий сидеть в присутствии короля и носить шляпу в присутствии короля, гранды пользовались преимуществами, к примеру, при распределении владений или важных должностей.
Испанских грандов было сравнительно немного, не больше 1/5 всего дворянства.
Стать грандом простому дворянину было возможно, но крайне сложно. Так, например, титул гранда был пожалован Колумбу и его потомкам (герцоги Верагуа).
В то же время сама процедура производства в гранды достаточно проста: королю достаточно приказать дворянину надеть шляпу в своем присутствии.