Правила по религии

Введение

Этот текст не похож на обычные правила по религии. У него две цели. Первая из них вполне заурядна: дать нашим игрокам единое видение религиозной жизни того времени. Все мы читали учебники истории, а некоторые – даже и богословия. Но эти книги написаны в последний век. И нам, так же как и Портосу у Дюма порой совершенно не ясно, зачем «убивать бедных гугенотов, все преступление которых состоит только в том, что они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поем по-латыни». Но люди начала Нового Времени не читали Дюма. Они читали Евангелие от Матфея: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». И они знают, что Церковь не может разделиться ибо «разве разделился Христос?» (1Кор.1:13). Те же, кто отпадут от Церкви – не спасутся, то есть «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Для них выбор конфессии – это выбор между вечной жизнью и вечной погибелью.

Вторая цель несколько необычна – создать модель религиозного диспута на нашей игре. Дело в том, что проблема раскола западной церкви, реформации и контрреформации – неисчерпаема. Существуют тысячи богословских текстов, которые так или иначе связаны с ней. Чтобы знать их все нужно быть богословом.

Но жизнь образованных людей XVI века невозможно представить без религиозного диспута в самом широком смысле этого слова, а жизнь людей не образованных – без повседневной религиозности. Разница между христианскими конфессиями для современного человека выглядит чисто внешней и во многом условной. Погружаясь в мир игры, мы должны отказаться, пусть временно, от этого убеждения.

Мы считаем, что любой персонаж на нашей игре должен отчетливо представлять, чем отличается его конфессия от остальных, и участвовать в ее религиозной жизни: ходить на мессы, участвовать в таинствах. Это – нижняя планка религиозности.

Но мы хотим, чтобы любой человек, при определенном старании, мог стать в рамках игры уважаемым богословом. Для этого мы ограничиваем корпус богословских текстов, которые в мире игры считаются заслуживающими доверия. То есть, изучив фиксированный набор текстов, вы можете считать, что освоили основные богословские труды того времени.

Этот список открывает текст Священного Писания. Для католиков в него также входят избранные труды Блаженного Августина и Фомы Аквинского. Для протестантов – некоторые труды Мартина Лютера и катехизисы соответствующей конфессии. Для гуманитарно образованных людей в список этих текстов войдет «Диатриба» Эразма Роттердамского и, вероятно, некоторые другие светские тексты о духовных вопросах. Разумеется, человек, желающий прослыть просвещенным богословом должен освоить все эти тексты, вне зависимости от конфессии.

Важной исторической вехой в богословии является Тридентский Собор. Наша игра – не строго историческая, поэтому мы можем позволить себе некоторую вольность в датировке. Вот она: Тридентский Собор еще не завершен.

Таким образом, по своей связи с религией, персонажи нашей игры условно делятся на две неравные категории: прихожане и богословы.

Прихожанин должен деятельно участвовать в религиозной жизни своей конфессии и понимать, почему он совершает именно эти действия.

Богослов имеет возможность изучить ограниченный корпус текстов и стать самым просвещенным и сведущим в вопросах веры. Итак, вот наш предварительный список:

Моделирование богословия

Ниже приведен список текстов, которые в мире игры являются весомыми.

Для всех христианских богословов

Священное Писание Ветхого и Нового Завета

(например здесь: http://www.bible-center.ru/bibleface )

Для католических богословов

Св. Августин Аврелий, О свободе воли

(http://www.lib.ru/HRISTIAN/AWRELIJ/swoboda.txt)

Св. Бернард Клервосский, О благодати и свободе воли

(http://www.unavoce.ru/library/bernard_grace.html)

Св. Фома Аквинский, Сумма теологии

( http://shkola.atspace.com/moyen/thomas.htm ) Это отрывки. Должен быть хороший русский перевод 2005-го года, но мы пока не нашли.

Для всех протестантских богословов

Мартин Лютер, 95 тезисов

(http://www.tam.ru/luthlib/theology/95tez/0150.htm)

Мартин Лютер, Чин мессы и причащения для Виттенбергской церкви

(http://www.reformed.ru/download/formulamissae.rar)

Для богословов-кальвинистов

Жан Кальвин, О христианской жизни

http://www.vehi.net/kalvin/index.htm

Гейдельбергский Катехизис

http://www.reformed.ru/confessdoc/heidelberg_01.html

Для богословов-англикан

Тридцать Девять Статей (1563г.)

Общие рекомендации

Ниже мы приводим основные положения моделируемых на игре конфессий в упрощенном виде. Эти рекомендации предназначены для всех простых прихожан. Богословы могут себе позволить разбираться в вопросе значительно глубже.

Там, где это возможно, мы используем не пересказ я прямые цитаты. В рекомендациях для протестантов использованы выдержки из соответствующих катехизисов, в рекомендациях для католиков – выдержки из трудов св. Августина, св. Бернарда Клервосского, а также из положений Тридентского собора, который к моменту начала игры продолжается уже более десяти лет.

Для католиков

Сведения о своей вере католик получает из проповеди в церкви, которую посещает регулярно (в реалиях игры – не реже одного раза в день). Священное Писание и богословские трубы он не читает, потому что во-первых они написаны на латыни, а во-вторых потому, что в попытках самостоятельно толковать святые тексты легко можно додуматься до ереси.

Из проповедей священника католик знает следующее.

О Святой Троице

Существует Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Бог Сын рожден от Бога Отца, Дух Святой исходит от Отца и от Сына, является тем же существом, что Отец и Сын.

О свободе воли

«…одна только воля, вследствие того, что в силу рожденной ей свободы она никакой силой, никакой необходимостью не может ни противоречить себе, вполне заслуженно делает тварь праведной или неправедной, достойной блаженства или страдания, поскольку она согласует [свои деяния] с правдой или неправдой».

О спасении

«Бог - творец (auctor) спасения, свободный выбор есть только способность; и только Бог может дать его, а свободный выбор - принять. А так как спасение дается только Богом и только через посредство свободного выбора, то его не может быть как без согласия принимающего, так и без благодати дающего».

О таинствах

Исповедаю семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание, Священство и Брак.

В Таинствах сообщается благодать. Таинства Крещения, Миропомазания и Священства не могут быть повторены.

В таинстве Причастия происходит пресуществление, то есть вино и хлеб становятся Плотью и Кровью Христовой.

О чистилище, иконах и индульгенциях

«Без колебаний верую, что существует чистилище и что заступничество верных помогает тем душам, которые там находятся; а также что святых, царствующих вместе со Христом, следует почитать и взывать к ним, что они возносят за нас молитвы Богу и что мощи их должно почитать.

Твердо исповедую, что следует иметь и хранить образа Христа и Приснодевы Матери Божией, а также других святых и воздавать Им почести и уважение, которых они заслуживают.

Утверждаю также, что власть давать индульгенции предоставлена Церкви Христом и что этот обычай весьма благотворен для христианского люда».

О Церкви

«Признаю святую Католическую и Апостольскую Римскую Церковь Матерью и Наставницей всех Церквей. Обещаю и клянусь соблюдать истинное послушание Римскому Понтифику, Преемнику блаженного Петра, главы Апостолов и наместнику Иисуса Христа»

Помимо этого каждый католик знает Символ Веры на русском языке и молитвы Pater и Ave на латыни.

Структура церкви

Во главе Церкви стоит верховный пастырь – Папа, Епископ Римский. Поместными Церквями руководят епископы, преемники апостолов. Отдельными приходами руководят священники. На нижней ступени иерархии стоят дьяконы, которые помогают священникам и епископам в богослужении и в других делах.

Внутри трех основных степеней священства (епископ, священник, дьякон) выделятся следующие уровни иерархии:

    * кардинал;

    * архиепископ;

    * примас;

    * митрополит;

    * епископ;

    * прелат;

    * аббат;

    * священник.

Особенно существенно, что священники имеют апостольское преемство, то есть чередой рукоположений связаны с самими апостолами.

Для кальвинистов (Нидерланды и Франция)

Кальвинисты слушают в молитвенном доме проповедь избанного ими самими пастора. Образованные кальвинисты кроме того читают Гейдельбергский Катехизис и Священное Писание. Все кальвинисты знают следущее.

О Святой троице

Существует Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Бог Сын рожден от Бога Отца.

О первородном грехе

Он страшно разгневан нашим первородным грехом и другими грехами, которые мы творим. И воздаст за них судом праведным, во времени и вечности, ибо Он сказал: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в Книге Закона (Гал.3::10).

О свободе  воли

«Так ли мы испорчены, что совершенно не способны творить добро и склоны ко всякому злу?

Да, если только не возродимся Духом Господним». (В 8)

«…По естеству своему я склонен ненавидеть и Бога и ближнего своего».

О спасении

Почему вы говорите, что оправдываетесь только верой?

<…>

Потому что оправдание, которое может предстать перед судом Божьим, должно быть вполне совершенным и полностью отвечать божественному Закону, тогда как даже лучшие наши дела в этой жизни совсем не совершенны и осквернены грехом.

О таинствах

Сколько постановлений Христос установил в Новом Завете?

Два: святое крещение и святое причастие.

Действительно ли хлеб и вино превращаются в Плоть и Кровь Христа?

Нет, но святое причастие подобно крещению. Вода во время крещения не превращается в Кровь Христа: и крещение – не очищение от самих грехов, но лишь знак, данный Богом в залог этого очищения. Так же и хлеб во время причастия не превращается в само тело Христа, хотя соответственно природе таинств и по слову Духа Святого его называют Телом Иисуса Христа.

О чистилище, иконах и индульгенциях

Бог не может быть представлен никаким видимым образом. Что касается Его творений, то хотя они и могут быть представлены видимым образом, однако Бог запрещает нам создавать и иметь любые из подобия, чтобы поклоняться им или с их помощью служить Богу.

О молитвах

Почему христианам необходима молитва?

Потому что молитва – главная часть благодарности, которую Господь требует от нас, и, более того, потому что Господь посылает Свою милость и Дух Святой лишь тем, кто с сердечным воздыханием непрестанно молит Его об этом и благодарит.

О Церкви

Сын Божий из всего рода человеческого от начала и до конца мира собирает для Себя Церковь для жизни вечной, ее защищает и сохраняет. Он делает это Своим Духом и Словом в единстве истинной веры. И в том, что я есть и во веки останусь живым членом этой Церкви.

Кальвинист уважает только молитву «Отче наш» и только на понятном ему языке.

Структура церкви

Минимальной единицей в структуре кальвинистской церкви является конгрегация (община). Из своего числа прихожане избирают пресвитеров (старейшин), которые составляют консисторию (совет общины). Пресвитеры из своего числа выбирают пастора (министра), который читает проповедь и ведет службу. Несколько конгрегаций подчиняются провинциальному синоду. Над ним стоит национальный синод.

Кальвинистский священник не имеет апостольского преемства, это просто один из прихожан, выбранный для чтения проповедей и проведения службы. Храм – это молитвенный зал без всяких изображений и украшений. Для причастия ставится обыкновенный стол.

Для англикан

Добрый англиканин слушает проповедь в церкви. Образованный англиканин помимо этого читает  билль «39 статей» и Священное Писание.

Из них он знает следующее.

О Святой Троице

Существует Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Бог Сын рожден от Бога Отца, Дух Святой является тем же существом, что Отец и Сын.

О первородном грехе

Первородный грех заключается не в грехе Адама (как Сторонники Пелагианства напрасно говорят;) это есть грех и развращенность Сущности каждого человека,  причиной которому естественно было то, что человечество идет от Адама

О свободе  воли

Предопределение к жизни - вечная цель господа, ибо перед основанием мира он постановил отделить от скверны тех, кого он выбрал во Христе и привести их посредством Христа к вечному спасению. Но, тем не менее, они должны приносить огромную пользу господу, они последуют зову божьему, они да станут приемными детьми божьими по образу единственного сына божьего Христа, они, божьей милостью, предназначены для высшего счастья.

<…> Для  склонных к плотскому, лишенных господнего духа, вынужденность постоянно иметь пред глазами строгость господнего предначертания  есть самое страшное, ибо дьявол обрекает их на отчаяние, тщетность самой греховной жизни, не менее опасной, чем отчаяние.

О спасении

Мы считаемся благочестивыми перед господом и спасителем нашим Иисусом Христом только по вере нашей, а не из-за поступков или достоинств наших.

О таинствах

Есть два таинства, предписанные Христом в Евангелии: Крещение и причастие.

<…>

Превращение хлеба и вина не может быть доказано святым писанием, но оно противоречит ему, противоречит природе причастия и посему породило массу суеверий.

Тело Христа принимается на причастии лишь духовно, в области веры.

О молитвах

Традиция совершать таинства или справлять общую молитву на непонятном пастве языке, относящаяся к первичной церкви, является богопротивной.

О чистилище, индульгенциях и иконах

Доктрина римской церкви о чистилище, индульгенции и поклонение мощам и иконам, а также культ святых  является полностью привнесенной и не относящейся к святому писанию.

О Церкви

Власть мирских правительственных органов распространяется на всех людей, как на мирян, так и на представителей духовенства, касательно всех мирских вопросов, но не имеет силы в вопросах чисто духовных.

Генеральные консулы не могут собираться вместе без повеления и приказа властителей. Когда же они собираются, поскольку они состоят из людей, по этой причине они не руководимы духом божьим, они могут ошибаться и иногда ошибаются в вещах, имеющих отношение к господу. Поэтому что либо постановленное ими, касательно спасения не имеет власти, если не является выдержкой из святого писания.

Англиканин знает молитву «Отче наш» на понятном ему языке.

Структура церкви

Структура англиканской церкви в целом подобна структуре церкви католической, за тем исключением, что на высшей ступени иерархии находится не Папа, а король.

Тридентский Собор

Католическая месса (для храмов, основная)

Католическая месса (для монастырей)

Протестантская месса

Пояснения к религиозным текстам и моделированию религии